"На Маковея в нашем углу всегда ставили столб, увитого зеленью, — рассказывает 57-летняя Нина Ярошенко из села Трилесы Фастовского района на Киевщине. — Его девушки украшают татарским зельем. Его ребята утром нарежут на реке. Когда-то мы крали цветки по садикам, да и другие тоже. Сегодня же деток посылают культурно просить у хозяек. Ну, чтобы не ругались, что с корнем вырвали".
14 августа вспоминают семь мучеников — братьев Маккавеев. От них и пошло народное название праздника — Маковей. Обычай в ночь перед ним ставить увитую цветами и зеленью веху, называющуюся Маковеем, сохранился только в Белоцерковском и Фастовском районах Киевщины и Попельнянском Житомирщины. В каждом селе делают его по-разному: от полуметрового чучела, которое хозяева устанавливают возле подворья для своих детей, до десятиметровой мачты на выгоне за селом или на "перекрестных дорогах". В селе Кожанка, рядом с Трилесами, ставят украшенный цветами крест, а на него вешают икону, украшенную рушникамт.
— А у нас из огорода ребята приносят самую большую тыкву. Середину вычищают, вырезают глаза, нос и рот с зубами, а
в средину свечу ставят, — делится 62-летняя Любовь Чередниченко. — В Трилесах еще лет пять назад везде Маковея делали. А теперь
только малыши забавляются — небольшие Маковейчики ставят по углам. Они на Басовщине (название угла. — "ГПУ") из конопли и бархатцев сделали. А большой вот только у нас на Городку (другой угол. — "ГПУ") остался. К нам со всего села собираются человек 30, а может, и 50 молодых.
— А мы, постарше, сбоку столик поставим и тоже гуляем, — добавляет Александр Рыбаков, 74 года.
Его 70-летняя жена Людмила угощает варениками со сливами и маком.
Жители не просто гуляют, они оберегают своего Маковея до самого восхода солнца от посягательств односельчан.
— Маковей — это святое. Это — как флаг для полка. Это же ребятам какой стыд перед девушками, что у них украли Маковея, это значит, что они слабаки, — объясняет 38-летний Виктор Дзюбенко. — Было, ребята из других углов приезжали даже на тракторах, чтобы его свалить. Иногда мирно расходились, а бывало и немирно. У нас не крали Маковея никогда в жизни. А мы — крали. Раз принесли сюда соседского на плечах и закопали. И стояли два.
Украшенный цветами столб — символ мирового дерева — в языческое время знаменовал окончание лета и завершение жатв.
— Через неделю мы свой столб украшаем уже грушами и яблоками, — продолжает Нина Ярошенко. — Каждый фруктов принесет со своего сада, а ребята позатыкают вплоть до самого верха! И выносим столик, и все празднуем Спаса. Уже как и Третий Спас пройдет, 29 августа, до того уже все засохнет, снимают его и жгут.
— Маковей — это как бы и церковный праздник, а у нас он якобы языческий, — говорит 27-летний Александр Уринов, приехавший из Киева к родителям в Трилесы на праздник Маковея.
На праздник утром в церковь несут святить букеты цветов, мед, воду и обжиночный венок.
— В букет берем цветочка и мяту берем, и полынь, и чабрец. Свяченое зелье ставят в углу или за иконами. Мать моя рассказывала, что очень хорошо в нем деток купать, — пересказывает Любовь Чередниченко.
— Мак святят, потому что од с глаза помогает, — добавляет ее соседка Мария Пятка, 64 года. — Когда
свадьба — молодым в пазуху бросают, осыпают их свяченым маком, чтобы не сделал никто зла.
Освященный мак сыпали в колодец, чтобы во время засухи вызвать дождь. Им осыпали корову, "чтобы ведьма молоко не доила". Круг, высыпанный свяченым маком, защищал человека от упырей или "ходячих покойников", чтобы они не могли причинить никакого вреда, пока не соберут все до зерна.
"На Спаса Мать Божья в том мире деткам раздает яблоки"
— Когда-то к Спасу старые люди яблок не ели, аж пока в церкви не посвятят, — рассказывала в 2003 году 73-летняя Ольга Дмитренко из села Быков Брусиловского района на Житомирщине. — Нельзя есть яблоки и женщинам, у которых умирали дети. На Спаса Мать Божья в том мире их раздает деткам. А тем, у кого
матеря ели до этого дня яблочки, не дает. Детки плачут, а Божья Мать утешает их и говорит, что твоя мать яблочко съела.
19 августа отмечают Преображение Господнее на горе Фавор, где Иисус разговаривал с пророками Моисеем и Ильей. В этот день празднуют Второй, или Яблочный, Спас. Освященные в церкви яблоки несут на кладбище и оставляют на могилах родственников. Считают, что в третий раз после Пасхи и Троицы души умерших приходят на землю к родственникам.
— Нужно, чтобы на Спаса обязательно дождик
прошел, — заверяла Ольга Дмитренко. — Однажды стою на автобусной
остановке, дождик такой
чуть-чуть-чуть капает, будто грибной. А
старенький-старенький дедушка и говорит: "Вот, мои дети запомните, что в следующем году будет урожай всего, чтобы только убрали". И точно, в следующем году был очень хороший урожай.
На Спаса освящали последний
выжатый на поле сноп и хлеб из муки нового урожая. В поле оставляли несколько колосков "Спасу на бороду". Их перевязывали красной лентой, украшали цветами и калиной. Рядом клали хлеб и соль как пожертвование божеству растительности.
Немецкий монах Саксон Грамматик в ХІІ в. описал славянское языческое
капище на острове Рюген в Балтийском море. После жатв посланцы всех славянских племен свозили туда к святилищу каравай хлеба из муки нового урожая. Получилась большая гора. Верховный жрец прятался за ней и спрашивал, видно ли его. Когда все кричали, что не видно, произносил заклинание, чтобы и в следующем году его не увидели за кучей хлебов.
Шулик вымешивали в макитре
От Маковея и до Успиния Пресвятой Богородици — 14 и 28 августа — пост — Спасовка. По легенде, когда-то Господь внедрил девятинедельный Пасхальный пост. Люди начали жаловаться, что трудно им так долго держаться. Поэтому Господь с милостивился и разделил посты на семинедельный Пасхальный и двухнедельную Спасовку.
Утром на Маковея не ели, пока не освятят в церкви воду. Она, считается, защищает от болезней. К празднику обязательно готовили шулики: замешивали постный корж на соде и выпекали его в печи. Готовый корж ломали на куски и вымешивали в макитре с перетертым маком и свежевыкачанным медом. Делали также пампушки и вареники. Добавляли изюм и фрукты.
Праздничным блюдом на Спаса были печеные яблоки. Верхушку с хвостиком срезали, вынимали середину с семенами, клали туда мед или сахар и запекали в печи. Готовили пироги и струдели с яблочной начинкой. Ели их с узваром или грушевником — киселем со свежих груш.
Комментарии
1