На дне Балтийского моря возле побережья Эстонии нашли британскую подводную лодку, пропавшую более 90 лет тому назад. На борту служили три офицера и 28 матросов. Это была одна из субмарин, которую в Первую мировую направил на Балтику тогдашний первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Задание — поддержать союзный царский флот и сорвать поставки железной руды из Швеции в Германию.
Подводная лодка E18 отправилась из российского порта Ревель (в настоящее время Таллинн) вечером 25 мая 1916 года и взял курс на запад. На следующий день вступила в бой с немецким кораблем и подорвала его торпедой. А через несколько дней, предполагают, субмарина подорвалась на немецкой мине и затонула. Шведская компания MMT ее поискам посвятила 10 лет. Нашли на прошлой неделе. 55-метровая подводная лодка хорошо сохранилась: на дне холодной Балтики, без кислорода, затонувшие судна ржавеют не так сильно, как в других морях.
— Мы хотим точно установить, почему лодка затонула, и почтить память погибшим, рассказав миру их историю, — говорит владелец MMT.
На борту британских субмарин класса Е было тесно. Здесь была только одна кровать, на которой по очереди спали офицеры. Все остальные — где придется. Гальюн — туалет — в этих подводных лодках обычно заменяло ведро. Найденную Е18 однажды обстрелял немецкий самолет, в момент, когда капитан вышел на палубу исправить нужду.
Во время Первой мировой войны британские субмарины воевали удачнее всего. Одна из подводных лодок класса Е, например, за один день в октябре 1915-го утопила четыре немецких транспортных корабля. Но Балтийское море опасно для субмарин: мелкое, вход в него сильно сужается между Данией и Швецией. Только в отдельных случаях Е18 опускалась на свою максимальную глубину — около 60 м.
Комментарии