Ексклюзивы
вторник, 04 сентября 2018 00:35

"Принесла гостинцев, но он меня просил ничего ему не покупать"

 

"Сидим с папой в норке, как два бедных мышонка. Нет охоты писать, опускаются руки. Зачем писать? Для потомства? Очень грустно", — пишет в письме дочке писательница 62-летняя Людмила Старицкая-Черняховская в 1930-м. С мужем Александром Черняховским, 61 год, отбывают ссылку в городе Сталино — теперь Донецк.

Пара познакомилась в 1893-м в киевском литературном кружке "Плеяда". Александр был студентом медицинского факультета Киевского университета и переводил произведения немца Фридриха Шиллера. Людмила писала повести и стихотворения.

"Люда думает выйти за Черняховского. Как-то они за это лето больше сошлись. Насмешливый тон с ним Люда изменила на благосклонный, — делится писательница Елена Пчилка в письме к дочке Лесе Украинке.

Отцу Людмилы — драматургу Михаилу Старицкому — Александр не нравится. Но он свое мнение не навязывает. Через два года влюбленные венчаются. За дружку берут Лесю Украинку.

Молодые живут в одном доме со Старицкими. У них рождается дочка Вероника. Александр помогает вести финансовые дела тестя. Михаил Старицкий болеет. Людмила переписывает отцовы произведения и ищет издателей.

"Иногда нам удавалось урвать вечер и подышать настоящей украинской атмосферой, — пишет в книжке "Мои воспоминания" педагог София Русова о клубе "Семья", который был в полуподвале на ул. Владимирской в Киеве. Его в 1908 году основал композитор Николай Лысенко. — Там заправляли жизнью неутомимая Людмила Старицкая-Черняховская и ее старшая сестра Маня. Культурная украинская жизнь Киева сосредоточивалась здесь".

С приходом в Киев большевиков в 1919-м Александр Черняхивский как профессор кафедры гистологии эвакуируется с Украинским университетом в Каменец-Подольский. Людмила с дочкой отправляется пешком в Козятин. Оттуда железной дорогой — в Каменец-Подольский.

"В Варшаве украинская военная и гражданская миссия встретили нас, как родных, — оставила воспоминания о поездке в Польшу в 1919 году София Русова. С ней были Черняховские. — Пригласили в правительственную ложу на оперу. Красавица Вероника привлекает глаза всей молодежи. Людмила Михайловна весело говорит с нашими военными, которые заходят в ложу, чтобы вблизи глянуть на Веронику. Нам из приказа Петлюры выдали всем сукна на официальные наряды. Три женщины везде ходили в одинаковых платьях. Как будто мундирах".

В 1920-м польские и украинские войска захватывают Киев, и Черняховские возвращается домой. Людмила Старицкая-Черняховская берется за организацию творческих вечеров.

"На квартире Старицкой-Черняховской собирался литературный кружок, объединенный глубоким скепсисом к советской культуре, — пишет 15 апреля 1930 года "Литературная газета". — Ее "салон" был гнездом шовинистических идей, где мечтали об УНРовских идеалах. Там устраивали вечеринку памяти Петлюри. Собирался националистический "бомонд", который мечтал об "основании буржуазно-демократического строя с парламентом и президентом". Стремились установить фашистскую диктатуру".

На то время супруги Черняховские несколько месяцев находятся в тюрьме в столице УССР Харькове — арестованы по сфабрикованному делу "Союза освобождения Украины".

Показательный судебный процесс проходит в переполненном зале Харьковского оперного театра. Билеты распределяют среди рабочих, служащих и студентов.

"На допросе Старицкая-Черняховская показалась наибольшим мужчиной среди подсудимых и не поддавалась на провокации, — писал в книжке "Я, мене, мені… (і навкруги)" языковед Юрий Шевелев, который тогда учился в пединституте. — Помню общий вид скамьи подсудимых и фигуры чекистов за ней и рядомс ней. Процессом я был удивлен и озадачен. Представил, что подсудимые действительно образовали подпольную организацию. У меня появилось невыразительное ощущение гордости — не все в Украине советское и коммунистическое".

Веронику тоже арестовывают, но отпускают. Она не имеет постоянной работы. Перебирается жить в Харьков к двоюродной сестре. Пытается навестить родителей. Они находятся в одной тюрьме. Отца видит, а к матери следователи не пускают.

"Без тебя, мамочка, солнышко не греет, — пишет ей. — Что мне воля без тебя и без папы? Слишком хорошо представляю, как ты там сидишь скорчившись на твердой кровати, нахмурив свой носик. Может, тебе, мамочка, подушку передать? Я это обязательно сделаю, только напиши. По какому дворику ты гуляешь? По тому, где канализация, или по лучшему? Я тебе передаю сегодня хорошего чая. Мне обещали дать на днях свидание с папулей. Он совсем поседел. Ну, совсем белый. Я ему принесла гостинцев, но он меня просил ничего ему не покупать".

Черняховским дают по пять лет лагерей, но потом заменяют приговор на высылку в Сталино. Там мужчине поручают организовывать мединститут. Жена занимается переводами.

Тело выбросили из вагона

1868, 29 августа — в Киеве в семье писателя и театрального деятеля Михаила Старицкого родилась дочка Людмила. Мать София — сестра композитора Николая Лысенко — была актрисой. "Род свой вели от князя Старицкого, который владел селом Княжеская Лука (теперь Хорольский район на Полтавщине. — ГПУ). А Лысенки — от соратника Богданового полковника Лысенко Вовчуры, — писала в автобиографии. — Имею архибуржуазное, "Проклятьем заклейменное" происхождение. И ни одного "рабочего от станка" среди родственников!"

1887 — заканчивает гимназию Веры Ващенко-Захарченко в Киеве. В ней для рукописного журнала пишет повесть "За Украину" и сатирические стихотворения о директорше и ее муже.

1896 — вступает в брак с лаборантом-медиком Киевского университета Александром Черняховским.

1900 — рождается дочка Вероника. В автобиографии Людмила Старицкая-Черняховская пишет о ней: "Рону считаю лучшим своим произведением".

1905 — становится членом Общества украинских поступовцев. Михаил Грушевский называет ее "центральной фигурой интеллигенции Киева". Под псевдонимом Старенькая Муха пишет статьи с критикой власти.

1917 — в Украинской Центральной Раде возглавляет комитет Национального фонда, который собирает пожертвования для казны. Работает в секретариате образования.

1930 — ее с мужем осуждают к пяти годам лагерей за участие в сфабрикованном деле "Союза освобождения Украины". Приговор делают условным, но позволяют жить лишь в Сталино — теперь Донецк.

1938 — дочку Веронику расстреливают за "шпионаж в интересах Германии". Родителям сообщат, что ее отправили в концлагерь.

1939 — умирает муж Александр. Писательница живет с семьями музыковеда Николая Гринченко, политрука Бориса Худовского и писателя Михаила Драй-Хмары.

1941, 20 июля — арестовывают за то, что "германофильски настроена и ожидает прихода немцев в Киев". Грузовиком везут в Харьков и держат в тюрьме. Через два месяца загоняют в товарный поезд, который следует в Казахстан. По дороге умирает. Надзиратели на ходу выбрасывают тело из вагона.

Сейчас вы читаете новость «"Принесла гостинцев, но он меня просил ничего ему не покупать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть