Черкасчанин Олег Чернышов, 83 года, родом с Дона, из казацкой семьи. На коне с детства.
- В три года меня дед посадил на коня, и без седла, - вспоминает. - А мать хватает его, чтобы не делал этого. Он ей говорит: "Отойди, Прасковья, никуда он не денется. А если что случится, то не быть ему казаком ". И ударил коня плетью. И конь меня как понес, остановился аж за станицей. Начал пастись. А я сижу и реву, спрыгнуть же высоко. Лошадь напаслась и пришла домой. Мать тогда меня сняла, завела в дом и покормила. Так раньше учили ездить верхом, - улыбается Чернышов.
В сентябре 1943-го ему исполнилось 17. Через два месяца ушел на фронт.
Направили меня в запасную кавалерийскую бригаду в город Ковров Владимирской области. Проучился два месяца, стал пулеметчиком. Направляют нас на Первый Белорусский фронт, в Первый гвардейский казачий донской кавалерийский корпус. Прошли всю Белоруссию, а 8 августа 1944-го у Бреста вышли на государственную границу. Потом начали освобождать Польшу. А тут приехал человек из Московского офицерского училища набирать группу. Среди 25 отобранных был и я.
В Московском кавалерийском училище, курсантом которого стал Олег Чернышов, тренировался конный отряд, который принимал участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945-го. А также маршалы Константин Рокоссовский - он должен был командовать парадом - и Георгий Жуков, который его принимал. Оба тренировались в специальном манеже кавалерийского училища. Туда завезли 150 машин стружки.
- Жуков приезжал в наше училище на своем вороном коне терской породы. Звали его Кумир. Ежедневно в 16.00. И овчарка рядом. Наш начальник Киселев докладывал, что в "конюшенном" манеже ничего не случилось. Признавался, что боялся протягивать Жукову руку. Так как пес не спускал с него глаз, словно готов был съесть. Маршал катался, а его пес лежал и наблюдал. Тренировался Жуков и принимал парад на белом коне по кличке Цилибес. Это лошадь начальника нашего училища. Хотя не породистый - англо-доно-черноморец, но прошел на параде, как протанцевал.
Рокоссовский приезжал на тренировки на чистокровном верховом, караковой масти. Кличка - Полюс. Еще с ним был помощник Николай. Пока Рокоссовский тренировался, Николай нам рассказывал анекдоты. У нас животы от смеха болели. Рокоссовский слезал с коня, брал у нас щетку, чтобы почистить обувь от пыли и говорил: "Ну, будет, Николай, что ты с ними делаешь?" А мы стоим и плачем от смеха.
Для парада готовили три "коробки" всадников. В каждой 10 рядов лошадей и по столько же - в каждом ряду. Тренировались ежедневно по 3 часа. Каждая "коробка" отдельно. А на параде они шли одна за другой.
Лошади были подобраны по мастям - гнедые и вороные. Готовил нас генерал-лейтенант Кириченко. В войну он командовал Четвертым Кубанским казачьим кавалерийским корпусом. Впереди нас верхом ехал полковник Литовченко. Он был без правой ноги, с протезом.
Последняя репетиция - утром перед парадом.
- Подняли нас в шесть. На конюшне мы покормили своих лошадей. Каждому дали по 15 граммов соли, напоили, засыпали овес и наложили сена. Пока они ели, мы их почистили и для красоты сделали "шашечки". Круп лошади смачивали водой. Затем мелким гребешком, похожим на мужской, проводили по крупу вдоль и поперек. Так выходила словно шахматная доска. Когда высыхает, то один волосок так лежит, а второй так.Окрашенными в желтый цвет бинтами обмотали лошадям лодыжки. Потом позавтракали, одели парадную форму и поехали на Красную площадь.
После девяти утра начался мелкий дождь. Шел минут 15. "Шашечки" на лошадях размыло.В 10 мы услышали по радио, что из Спасских ворот выезжает Жуков, а навстречу ему Рокоссовский. Докладывает, что войска готовы к параду. Начали они объезжать войска. Впереди Жуков, а сзади Рокоссовский. Жуков поздравил нас с победой, ответили троекратным "ура".
Когда мы вышли на площадь, оркестр заиграл "рысью". Ехали на дистанции одного коня, чтобы видно было копыта переднего. Было трудно держать и дистанцию, и ровный ряд.Заодно косили глазами на мавзолей, чтобы увидеть Сталина. Под мавзолеем валялись немецкие знамена. Когда мы переехали площадь и доехали до Новокузнецкого моста, там прибавили скорость и поехали в училище. Нас покормили, дали законных 100 грамм и без "увольнительних" отпустили в город.
Столько военных частей, представлявших 10 фронтов Красной армии, принимали участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945-го. Всего около 40 тыс. человек.















Комментарии