Он долго не мог решить, становиться ли ему поэтом. Михаил Семенко как раз учился в Петербуржском психоневрологическом институте. Посещал многочисленные в то время поэтические чтения и собрания. Параллельно - учился играть на скрипке.
"Иногда его тянуло к науке - было время, когда он хотел быть философом и восторженно брался за соответствующие науки, - так в 1925-м, через 10 с лишним лет, описывал свои петербуржские настроения в автобиографическом очерке "Мак Долина - футурист". - Но было время, когда настоящим ливнем выливались из него стихи - тогда он чувствовал себя поэтом и отбрасывал все в сторону. Спустя некоторое время снимал со шкафа футляр, вынимал оттуда скрипку, обстригал ногти на левой руке и начинал играть по 6-7 часов в сутки, окуная в большую грусть всех своих соседей". И так сложно было ему выбрать, что по совету одного из профессоров принялся к подсчетам:
"27 сентября 1913 года.
Утром: поэт. Днем: философ. Вечером: скрипач.
28 сентября 1913 года.
Утром: скрипач. Днем: философ. Вечером: поэт.
Потом подсчитал за месяц. За сентябрь 1913 года получилось:
Поэт - 10 раз, Скрипач - 42 раза, Философ - три раза.
Значит - скрипач.
В октябре 1913 года получилось:
Поэт - 60 раз, скрипач - два раза, Философ - 28 раз.
Значит - поэт".
Так и не определившись, Семенко забрасывает эту бухгалтерию и продолжает играть, читает и пишет по вечерам. "Стихи были сладкие, трагические и плохие", - признает впоследствии. Поэтический вечер 24 ноября 1913-го, где выступал Владимир Маяковский, коренным образом изменяет его представление о поэзии. Семенко поражен, что возможно писать совсем другие стихи - с рваным ритмом, которые полностью отличаются от традиционных. Маяковский читал о "Адище города", где "трамвай с разбега взметнул зрачки". Заявлял: если не будут понимать его текстов - "я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам". После этого Михаил написал с десяток стихов. Ритм и рифмы уже не были традиционными, настроение стало нервным:
Я йду від вас — ланцюг скидаю,
Що ваше — вам віддаю,
Беріте попіл — все, що маю,
Душу лише мені мою.
Теперь он уже знает, что поэт. Принимается писать манифесты, выдумывает новое направление - кверофутуризм, от латинских слов "искать" и "будущее". До конца 1913-го находит единомышленников и создает свою первую группу. Тогда изменяет имя на Михайль. Его сообщники - художники, брат Василий и его приятель Ковжун, который отныне называется Павль. Вместе основывают типографию "Кверо". В литературе футуристы считают форму важнее содержания. Пишут о вещах частных, незначительных и скандальных. Отбрасывают устоявшиеся языковые нормы и принципы построения текста, выдумывают слова, прибегают к звукоподражанию - так, что иногда вообще невозможно понять, о чем идет речь в стихе.
Первое издание - восьмистраничная брошюра "Дерзанья" - вызывает скандал в литературных кругах. Чтобы обновить искусство, надо разрушить до основания все предыдущее. Важно также сбросить бывших кумиров. А кто, как ни Тарас Шевченко, олицетворяет всю предыдущую литературу. Следовательно, в самой первой собственноручно изданной книге Семенко размещает манифест "Сам". "Ей, ти, чоловіче, слухай сюди!.. Ти підносиш мені засмальцьованого "Кобзаря" й кажеш: ось моє мистецтво. Чоловіче, мені за тебе соромно... Чоловіче, мистецтво є щось таке, що тобі й не снилось… А ти вхопивсь за свого "Кобзаря", від якого тхне дьогтем і салом, і думаєш, його захистить твоя пошана. Пошана твоя його вбила. Й немає йому воскресіння. Чоловіче, час титана перевертає в нікчемного ліліпута, і місце Шевченкові в записках наукових товариств… Як я можу шанувати тепер Шевченка, коли я бачу, що він є під моїми ногами?.. Я палю свій "Кобзар" - пишет 21-летний Михайль Семенко в феврале 1914-го. Он еще много чего пообещает - не только сжечь свой "Кобзарь". Например:
Роздягнусь біля Хмельницького,
Покажу всім,
Що в мене красиве тіло.
Но не разденется, а будет писать стихи - порою из одних бессодержательно соединенных букв:
Осте сте
бі бо
бу
візники — люди
трамваї — люди
автомобілібілі
бігорух рухобіги
рухливобіги
Так начинается "Город". А "В степи":
ВН С ТІ К
П ІК К
НУП
ЛЬО ЛІ ЛЬО П
"Он типичный украинец: не знает украинского языка, хикает вн тк", - пишет о Семенко в рецензии Никита Шаповал. А его произведения - "бандитизм - не литература", "ограниченная гамма звуков дегенерата". Критик Николай Евшан обвиняет, что своими текстами Михайль "плюет слюной в глаза читателю". В 1922 году Семенко так подытоживает: "Успех был полный. Все говорило о том, что работа пойдет бойко и интересно". За год успели издать два сборника поэзий и теоретическую брошюру, альманах, упорядочили второе издание скандальных "Дерзаний". Полным ходом шла подготовка футуродрамы "Трагедия онуч".
Высмеивание Шевченко Михаилу Семенко не простили до смерти как неслыханное пренебрежение. Да и после смерти - если что-то и помнят о нем, основателя и идеолога футуризма в украинской поэзии, то именно это, а не полтора десятка сборников, несколько созданных групп и редактируемых журналов. В конечном итоге, в 1926-м Семенко стал редактором двухсерийной ленты о Тарасе Шевченко, с Амвросием Бучмой в главной роли. Был тогда председателем Всеукраинского фотокиноуправления, работал на Одесской кинофабрике. А собственное собрание произведений в 1924-м назвал "Кобзарь".
Писатель Юрий Яновский, работавший с Михаилом Семенко на Одесской кинофабрике, так его охарактеризовал: "Футурист, що йому завше не хватало якоїсь дрібниці, щоб бути велетнем. Йому небагато бракувало, щоб бути геніальним. Але — проте бракувало"
1892, 31 декабря - Михаил Семенко родился в городе Хорол Полтавской области, отец был волостным писарем. Учился в реальном училище в Хороле, потом в Кременчуге. В 1910-1913 годах - студент Петербуржского психоневрологического института. После вспышки Первой мировой войны Михаила отправили служить телеграфистом на Дальний Восток, во Владивосток. Там встретил будущую жену, Лидию Горенко - она была из семьи тамошних украинских переселенцев. В декабре 1917-го они возвращаются в Украину.
1918 - выдал в Киеве сборники "П'єро задається", "П'єро кохає" и "Дев'ять поем". В следующем году в созданном им издательстве "Фламинго" напечатал свои "П'єро мертвопетлює", "Bloc-notes" и "В садах безрозних", поэму "Ліліт". Стал редактором журнала "Искусство", где вышли "ревфутпоэма" "Тов. Солнце" и "Дві поезофільми". Критика начинает хвалить тексты - за то, что они революционно "активны". В 1922-м основывает литературная группировка "Аспанфут", живет в Харькове, много пишет. Провозглашает, что "поезія вмирає від старости, сумний кінець таїться в самій істоті цього старечого організму", потому прибегает к "поезомалярству" - создает графические композиции со слов. В это время сотрудничает с театром "Березиль" Леся Курбаса.
1921 - рождается дочь Ирина. "Свою первую жену-учительницу Семенко называл "просветительницей", беспощадно бил ее за то, что в школе она учит детей любить Шевченко, не гения - Семенко. Соседи пробовали вступиться, но и им доставалось, - описывает супружескую жизнь поэта Оксана Буревий, дочь его бывшего приятеля Костя Буревия. - Ребенка жена Семенко не осмеливалась держать дома. Девочка плакала - Михаил бесился. Поэтому больной ребенок месяцами находился в детском доме-санатории". Как знать, насколько это отвечает действительности, потому что именно Ирина Семенко стала самым проницательным исследователем поэзии отца. Сам он посвятил ей стих.
1927 - расстался с Лидией Горенко, от которой в то время имел еще сына Ростислава. Вступает в брак с актрисой Натальей Ужвий, с которой разойдется через 9 лет, за год до смерти. "Теперь драки и скандалы принимала на себя большая артистка "Березоля", - свидетельствует Оксана Буревий. - Все в "Слове" (писательский дом в Харькове. - "ГПУ") об этом знали, но унять сердитого Семенко никто не мог. Нрав у него был еще тот. Он не мог, да и не хотел себя сдерживать". Сын Михаил от этого брака умер в 14 лет от менингита.
1937, 24 октября – расстрелян по обвинению в "активной контрреволюционной деятельности". За восемь месяцев до этого арестован в Киеве. Поскольку поэт значительную часть времени проводил также в Харькове, ордера на арест были выписаны в обоих городах.
Комментарии
23