Ексклюзивы
пятница, 04 апреля 2008 16:44

Незрячие певцы называли попрошаек "шматохватией"

Погорельцы, пострадавшие от других бед, а также калеки, которые не могли прокормить себя трудом своих рук, всегда пополняли ряды "просящей братии". Особую группу среди тех, кто жил милостыней, в Украине до конца XIX в. составляли незрячие путешествующие певцы.

В народе их звали старцами, или дедами. Пение под кобзу, бандуру или лиру они считали ремеслом — как гончарство или бондарство. Поэтому пожертвования воспринимали как заработок. Они не ходили в лохмотьях и не вымаливали милостыню на коленях, как остальные попрошайки. В селах их считали Божьими людьми. Хлеб и мелкие деньги старцам подавали даже те, у кого не очень было чем делиться.

Незрячие певцы исполняли псалмы — религиозные песни, хранили в своей памяти и давние думы. Могли сыграть танцевальную мелодию и спеть светскую песню.

Старцы определенного региона объединялись в цеха, или братства. Называли друг друга товарищами, а самых почтенных — панотцами или панмастерами. Возглавлял братство цехмастер, или голова. Раз или два в год у цехов были общие собрания. Старцы из Левобережной Украины весной и осенью сходились в Бровары под Киевом. Из самых авторитетных братчиков выбирали руководство, оказывали помощь тем, кто завел семью. Также карали нарушителей цеховых правил. Наибольшим наказанием было "обрезание сумы" — лишение права попрошайничать.

Чтобы войти в цех, незрячий подросток или парень должен был побыть определенное время учеником у старца. Учеба длилась от года до шести. Плату за него вносили родители или отрабатывал сам. Потом дед приводил его на собрание, где цехмастер при всем народе экзаменовал на знание молитв и попрошайнических обычаев.

В конце ХІХ в. цеха начали приходить в упадок, а старцы постепенно скатываются к обычным просителям милостыни. Часто оказываются и среди тех попрошаек, которых до тех пор презрительно именовали "шматохватией". Те унизительно просили подаяния "Христа ради", а когда не помогало, даже хватали прохожих за полы. Попрошайки спекулировали на своих физических недостатках, а бывало и имитировали их.

Многие просители милостыни тянулись в города — там были много церквей и монастырей. Под их стенами путешествующие попрошайки пополняли ряды местных искателей подаренного хлеба. Часто попрошайничали дети и подростки. Бывало, детей похищали и даже калечили, потому что таким обычно подавали больше и с большей готовностью.

Старцы из Левобережной Украины весной и осенью сходились в Бровары под Киевом

Самой многочисленной была нищенская братия под стенами Киево-Печерской лавры. Там стояли "профессиональные" попрощайки. Настоящие и мнимые калеки объединялись в группы, имели своих вожаков. Их распоряжения, где стоять с протянутой рукой и сколько отчислять из своих "доходов", послушно выполняли. Так выделилась и в целом безбедно жила нищенская верхушка. Некоторые из них вообще не появлялись на "рабочих местах". Для других нищенские лохмотья были лишь "спецодеждой". А нищенского вида достигали накладными "ранами". Часть пожертвований шла на существование, другую пропивали.

Власть пыталась изредка наводить хотя бы относительный порядок в этом полукриминальном мире. Под угрозой штрафа запрещали подавать попрошайкам на улице, советовали лучше перечислять средства в благотворительные учреждения. Однако так действовали по купцы и предприниматели, которые на богоугодные дела иногда давали и значительные суммы. Рядовое мещанство, идя в церковь или на ярмарку, и дальше запасалось медяками для "Божьих людей".

Слепцы имели тайный язык

Когда кобзари и лирники хотели, чтобы их не понимали люди вокруг, общались между собой на тайном языке. Он был одними из способов защититься от сильного мира зрячих людей. Наставляя ученика, старец мог сказать: "Лакшаки вдикатимуть гомиры — ни кир. На глуз хмрякать линдзе кирний". А тот понимал: "Мужики будут давать водку — не пей. На смех людям будешь пьян". А обращение "О боже ласковый, к тебе молюсь" на языке попрошаек языком звучало так: "О Фезь кумуниский, к тебе кизитаю".
В попрошайническом языке было много заимствований из других европейских языков, и больше всего — вымышленных слов, образованных на основе ассоциации с собственно украинскими:

братья — яперить
борщ — бовтень
воз — котень
кот — мотень
пес — скил
ветер — дмухней
мельница — дмухтей
писать — лепсарить
писарь — лепсарь
земля — тарига
плуг — тарыжник
песня — псальня
петь — псалиты
утро — курання

"Это наш язык слипецкий, спредку от нищих", — отмечал лирник из Полтавщины в конце XIX в.

Сейчас вы читаете новость «Незрячие певцы называли попрошаек "шматохватией"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть