Смуглый и сутулый 36-летний Жан Батист Мольер склонился в поклоне перед 18-летним Филиппом Орлеанским - братом короля Франции.
- О, ваше величество слишком добрые, но я постараюсь оправдать доверие, - промолвил, льстиво улыбаясь.
Принц Филипп за последние дни столько слышал об этом комедианте. Говорили, что 12 лет тому назад он как актер начинал в Париже, но его освистали и выгнали из города. Он слонялся по провинции, спал на чердаках, играл в конюшнях. Его забросали гнилыми яблоками. Но когда перестал ставить трагедии, а перешел к фарсам, которые сам начал писать, быстро прославился. Половина французских вельмож приглашали этот театр к себе. И все наперебой уверяют: о, Мольер умеет развлечь. Сегодня он должен выступить в королевской резиденции.
Вечером 24 октября 1658 года в Лувре драматург наблюдает из-за кулис, как наполняется зал. Его освещают тысячи свечей в люстрах, огоньки отражаются в бриллиантах на груди и пальцах дам, на рукоятках шпаг кавалеров. Сошлось изысканное общество Парижа. Сам король Людовик XIV пришел посмотреть его "Влюбленного доктора". Уже после первой гримасы главного героя - его играл сам Мольер - в зале начали улыбаться. После первой же реплики - хохотать. Дальше публика просто заревела. Смеялись до слез. Последними не выдержали мушкетеры, которые стояли на страже возле дверей. Хотя им хохотать нельзя было ни при каких обстоятельствах.
- Кто вы? Откуда? Кто вас учил? Неужели сами? Вы сильнее в фарсе, чем итальянцы, а они мастера этого дела, - сжимая мокрый от слез платочек, допытывался у Мольера король, когда пришел за кулисы.
Он назначает его труппе солидное содержание и берет под свою опеку. В ноябре 1659 года весь город облетела новость: Мольер выпускает новую комедию "Смешные жеманницы". По смыслу, две глупые барышни прогнали женихов, так как они показались им недостаточно утонченными. Женихи отомстили. Они одели своих лакеев маркизами, и эти прохиндеи пришли к девушкам домой. Те встретили их, как дорогих гостей.
Во время спектакля почтенные дамы зеленели от злости, а галерка заливалась от хохота. Автор высмеял известных всему Парижу маркиз, которые называли друг друга "моя дорогая" и интересовались, по их словам, "большой литературой". На самом же деле составляли неважные стишки. Парижские "жеманницы" оставляли зал посреди спектакля.
На следующий день парижская власть запретила спектакль. И Мольер поступил так, как будет делать и в дальнейшем в таких случаях, - пишет льстивое письмо королю: "Ваше величество! "Жеманницы" - это просто веселая комедия. Ваше величество как человек, который имеет исключительный вкус и тонко знает толк в многих вещах, без сомнения, разрешит этот смешной пустячок". Подписывает обращение так: "Вашему королевскому величеству самый преданный, послушный, верный слуга Жан Батист Поклен Мольер".
С письмом присылает и пьесу, переработанную. Главные героини стали провинциалками, чтобы парижские маркизы в конце концов успокоились. Но содержание осталось то же. Пока Париж и окраины гудели, обсуждая пьесу, король разрешил ее ставить. Публика, которую скандал вокруг постановки привлек еще больше, заполонила зал, хотя Мольер и повысил цену на билеты вдвое.
Подобное было и с другими произведениями драматурга: они имели неизменный успех, но всегда со скандалом. Раз оскорбленный вельможа, узнав себя в одном герое, схватил Мольера за барки и протянул лицом по пуговицам на своем камзоле. Драматург нажил врагов. Говорили, что он крадет сюжеты у старинных авторов. Впечатлительный и неуверенный в себе, Мольер все брал близко к сердцу. Стал бледный, начал кашлять и худеть. Ситуация ухудшилась, когда он женился.
В юности у Мольера был роман с рыжеволосой красавицей из его театра Мадленой Бежар. В 1642 году она на несколько месяцев покинула трупу. А через 10 лет к ней приехала девочка Арманда. Мадлена сказала, что это ее сестра. Девочка росла в театре, играла наравне со взрослыми. Когда ей исполнилось 20, вдвое старший Мольер в 1662-ом повел ее под венец.
Завистники докопались, что Арманда на самом деле была дочерью Мадлены. От кого та ее родила - точно неизвестно, но из театра Мольера его возлюбленного исчезла приблизительно тогда, как должна была появиться на свет Арманда. На драматурга написали донос королю, что тот вступил в брак с собственной дочерью. Дескать, поэтому у супругов двое детей умерли в младенчестве. Сын Людовик, который родился в 1664 году, - его крестным был сам король - прожил 10 месяцев. Сын Пьер Жан Батист Арман умер в 1672 году в трехнедельном возрасте. Только дочка Эспри-Мадлен пережила родителей.
То, что Мольер был женат на своей дочери, невозможно доказать до сих пор. Но и опровержения нет. Как бы там ни было, Арманда - некрасивая, с большим ртом и маленькими глазами, но с чрезвычайно приятным голосом - начала изменять своему мужу чуть ли не сразу же после свадьбы. Завистники обзывали Мольера "обезьяной" и "рогоносцем". От ревности и переживаний он кашляет еще больше. Становится подавленный и раздраженный. У него открываются легочные кровотечения. 17 февраля 1673 года Мольеру было очень плохо. Арманда просила его не играть в вечернем спектакле "Мнимый больной".
- Как можно отменить спектакль? - возразил драматург и таки вышел на сцену.
Он не доиграл - ему стало хуже. Когда Мольера везли домой, у него из горла шла кровь. Домашние послали за врачом и священником.
- Никто не захотел прийти! – сообщил вернувшись слуга.
Слишком много сала залил за шкуру священнослужителям и врачам-шарлатанам драматург, высмеивая их в своих комедиях. Например, после появления "Тартюфа" архиепископ Парижский называл ее автора демоном и предлагал сжечь его вместе с этим произведением. За драматурга вынужден был заступиться король.
Комедиант умер в 51 год без исповеди. Из-за этого его отказались хоронить на кладбище по церковному обряду. Мольера похоронили ночью, за изгородью кладбища, где покоятся самоубийцы и дети, которые умерли некрещеными.
1622, 15 января — Жан Батист Поклен родился в Париже в семье королевского обойщика и камердинера. Окончил иезуитскую школу и Клермонский колледж, где учился с принцами и маркизами
1639 — по настоянию отца сдал экзамен на юриста, но решил стать актером. Отец выгнал сына из дома - за то, что избрал "позорную профессию"
1643-1645 — создал "Блестящий театр" и взял псевдоним Мольер — то ли по названию провинциальной местности, то ли по фамилии умершего шляхтича. В 1646-1658 годах с труппой гастролирует в провинции. Ночами пишет веселые пьесы, которые ставит на подмостках
1664-1670 — создает свои лучшие комедии: "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", " Мещанин во дворянстве". Мольер любил жить на широкую ногу. Хорошо зарабатывал, но тратил все. Часто устраивал приемы. Беднякам подавал щедрую милостыню
1673, 17 февраля — Мольер умирает у себя дома в Париже. Вдова выйдет замуж во второй раз и переживет своего первого мужа на 27 лет.
До наших дней сохранились 33 пьесы Мольера, восемь считают утерянными
Комментарии
13