Ексклюзивы
четверг, 19 января 2012 09:46

Мольера похоронили ночью

Смуглый и сутулый 36-летний Жан Батист Мольер склонился в поклоне перед 18-летним Филиппом Орлеанским - братом короля Франции.

- О, ваше величество слишком добрые, но я постараюсь оправдать доверие, - промолвил, льстиво улыбаясь.

Принц Филипп за последние дни столько слышал об этом комедианте. Говорили, что 12 лет тому назад он как актер начинал в Париже, но его освистали и выгнали из города. Он слонялся по провинции, спал на чердаках, играл в конюшнях. Его забросали гнилыми яблоками. Но когда перестал ставить трагедии, а перешел к фарсам, которые сам начал писать, быстро прославился. Половина французских вельмож приглашали этот театр к себе. И все наперебой уверяют: о, Мольер умеет развлечь. Сегодня он должен выступить в королевской резиденции.

Вечером 24 октября 1658 года в Лувре драматург наблюдает из-за кулис, как наполняется зал. Его освещают тысячи свечей в люстрах, огоньки отражаются в бриллиантах на груди и пальцах дам, на рукоятках шпаг кавалеров. Сошлось изысканное общество Парижа. Сам король Людовик XIV пришел посмотреть его "Влюбленного доктора". Уже после первой гримасы главного героя - его играл сам Мольер - в зале начали улыбаться. После первой же реплики - хохотать. Дальше публика просто заревела. Смеялись до слез. Последними не выдержали мушкетеры, которые стояли на страже возле дверей. Хотя им хохотать нельзя было ни при каких обстоятельствах.

- Кто вы? Откуда? Кто вас учил? Неужели сами? Вы сильнее в фарсе, чем итальянцы, а они мастера этого дела, - сжимая мокрый от слез платочек, допытывался у Мольера король, когда пришел за кулисы.

Он назначает его труппе солидное содержание и берет под свою опеку. В ноябре 1659 года весь город облетела новость: Мольер выпускает новую комедию "Смешные жеманницы". По смыслу, две глупые барышни прогнали женихов, так как они показались им недостаточно утонченными. Женихи отомстили. Они одели своих лакеев маркизами, и эти прохиндеи пришли к девушкам домой. Те встретили их, как дорогих гостей.

Во время спектакля почтенные дамы зеленели от злости, а галерка заливалась от хохота. Автор высмеял известных всему Парижу маркиз, которые называли друг друга "моя дорогая" и интересовались, по их словам, "большой литературой". На самом же деле составляли неважные стишки. Парижские "жеманницы" оставляли зал посреди спектакля.

На следующий день парижская власть запретила спектакль. И Мольер поступил так, как будет делать и в дальнейшем в таких случаях, - пишет льстивое письмо королю: "Ваше величество! "Жеманницы" - это просто веселая комедия. Ваше величество как человек, который имеет исключительный вкус и тонко знает толк в многих вещах, без сомнения, разрешит этот смешной пустячок". Подписывает обращение так: "Вашему королевскому величеству самый преданный, послушный, верный слуга Жан Батист Поклен Мольер".

С письмом присылает и пьесу, переработанную. Главные героини стали провинциалками, чтобы парижские маркизы в конце концов успокоились. Но содержание осталось то же. Пока Париж и окраины гудели, обсуждая пьесу, король разрешил ее ставить. Публика, которую скандал вокруг постановки привлек еще больше, заполонила зал, хотя Мольер и повысил цену на билеты вдвое.

Подобное было и с другими произведениями драматурга: они имели неизменный успех, но всегда со скандалом. Раз оскорбленный вельможа, узнав себя в одном герое, схватил Мольера за барки и протянул лицом по пуговицам на своем камзоле. Драматург нажил врагов. Говорили, что он крадет сюжеты у старинных авторов. Впечатлительный и неуверенный в себе, Мольер все брал близко к сердцу. Стал бледный, начал кашлять и худеть. Ситуация ухудшилась, когда он женился.

В юности у Мольера был роман с рыжеволосой красавицей из его театра Мадленой Бежар.  В 1642 году она на несколько месяцев покинула трупу. А через 10 лет к ней приехала девочка Арманда. Мадлена сказала, что это ее сестра. Девочка росла в театре, играла наравне со взрослыми. Когда ей исполнилось 20, вдвое старший Мольер в 1662-ом повел ее под венец.

Завистники докопались, что Арманда на самом деле была дочерью Мадлены. От кого та ее родила - точно неизвестно, но из театра Мольера его возлюбленного исчезла приблизительно тогда, как должна была появиться на свет Арманда. На драматурга написали донос королю, что тот вступил в брак с собственной дочерью. Дескать, поэтому у супругов двое детей умерли в младенчестве. Сын Людовик, который родился  в 1664 году, - его крестным был сам король - прожил 10 месяцев. Сын Пьер Жан Батист Арман умер  в 1672 году в трехнедельном возрасте. Только дочка Эспри-Мадлен пережила родителей.

То, что Мольер был женат на своей дочери, невозможно доказать до сих пор. Но и опровержения нет. Как бы там ни было, Арманда - некрасивая, с большим ртом и маленькими глазами, но с чрезвычайно приятным голосом - начала изменять своему мужу чуть ли не сразу же после свадьбы. Завистники обзывали Мольера "обезьяной" и "рогоносцем". От ревности и переживаний он кашляет еще больше. Становится подавленный и раздраженный. У него открываются легочные кровотечения. 17 февраля 1673 года Мольеру было очень плохо. Арманда просила его не играть в вечернем спектакле "Мнимый больной".

- Как можно отменить спектакль? - возразил драматург и таки вышел на сцену.

Он не доиграл - ему стало хуже. Когда Мольера везли домой, у него из горла шла кровь. Домашние послали за врачом и священником.

- Никто не захотел прийти! – сообщил вернувшись слуга.

Слишком много сала залил за шкуру священнослужителям и врачам-шарлатанам драматург, высмеивая их в своих комедиях. Например, после появления "Тартюфа" архиепископ Парижский называл ее  автора демоном и предлагал сжечь его вместе с этим произведением. За драматурга вынужден был заступиться король.

Комедиант умер в 51 год без исповеди. Из-за этого его отказались хоронить на кладбище по церковному обряду. Мольера похоронили ночью, за изгородью кладбища, где покоятся самоубийцы и дети, которые умерли некрещеными.

1622, 15 января — Жан Батист Поклен родился в Париже в семье королевского обойщика и камердинера. Окончил иезуитскую школу и Клермонский колледж, где учился с принцами и маркизами

1639 — по настоянию отца сдал экзамен на юриста, но решил стать актером. Отец выгнал сына из дома - за то, что избрал "позорную профессию"

1643-1645 — создал "Блестящий театр" и взял псевдоним Мольер — то ли по названию провинциальной местности, то ли по фамилии умершего шляхтича. В 1646-1658 годах с труппой гастролирует в  провинции. Ночами пишет веселые пьесы, которые ставит на подмостках

1664-1670 — создает свои лучшие комедии: "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", " Мещанин во дворянстве". Мольер любил жить на широкую ногу. Хорошо зарабатывал, но тратил все. Часто устраивал приемы. Беднякам подавал щедрую милостыню

1673, 17 февраля — Мольер умирает у себя дома в Париже. Вдова выйдет замуж во второй раз и переживет своего первого мужа на 27 лет.

До наших дней сохранились 33 пьесы Мольера, восемь считают утерянными

 

Сейчас вы читаете новость «Мольера похоронили ночью ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

13

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть