Мужчины ею увлекались, боготворили, любили и проклинали. Из-за нее сводили счеты с жизнью. Женщины сплетничали, ревновали, завидовали, осуждали и ненавидели.
Мария Вилинская родом из обрусевшей польско-украинской дворянской семьи. Отчим был картежником и пьяницей, потому мама отправила дочку в частный харьковский пансион. Оттуда та поехала к зажиточной тете в Орел. 15-летняя Маша была красавицей, поэтому богатых кавалеров ей хватало. Однако свой выбор она остановила на Афанасии Марковиче, помещицком сыне из Полтавщины. В Орел его заслали за причастность к Кирилло-мефодиевскому братству. Впоследствии Мария признавалась Герцену, что вышла замуж "не любя, а просто стремясь к независимости".
Супруги переезжают в Чернигов, где Маркович занял должность корректора "Губернских ведомостей". Он не гонялся за чинами и деньгами. Его призванием было записывание народных песен и обычаев. На протяжении 1850-х Марковичи живут в Чернигове, Киеве, Качановке, Немирове. Мария сначала помогала мужу, а со временем и сама увлеклась сбором фольклора. Русскоязычная с рождения, она начинает писать по-украински. Два рассказа из народной жизни посылает товарищу мужа Пантелеимону Кулишу. Тот становится первым ее критиком и редактором. Именно он придумал псевдоним — Марко Вовчок. Мечтая сделать из нее украинскую Жорж Санд, Кулиш выдает "Народные рассказы" отдельной книжкой.
Неожиданный успех сборника побудил Марковичей перебраться в Петербург. В столице империи Мария имела светский триумф. Величественная осанка, плавность движений и невозмутимое спокойствие интриговали и манили к ней мужчин. "Какое возвышенное, прекрасное создание эта женщина!" — восхищался Тарас Шевченко, посвятив ей не одно стихотворение. "Молчащим божеством" называл ее Кулиш. Он влюбился до умопомрачения, и не без взаимности. Лишенная с детства родительской защиты и любви, в мужчинах Мария искала прежде всего надежной опоры, наставника и учителя. Однако учителей предпочитала выбирать себе сама.
В этот раз ее выбор остановился на Иване Тургеневе. Прославленный писатель перевел ее рассказы на русский и написал к ним одобрительное предисловие. Он звал ее с собой за границу и убеждал: именно там Мария сможет реализовать свой талант. "Успокойтесь: Шевченко не повесится, Кулиш не застрелится, Костомаров... может, бросится в воду, — но что же делать?" — иронизировал Тургенев.
Весной 1859-го Марко Вовчок с 5-летним сыном Богданом уезжает в Германию. С Афанасием, который поехал за ней, произошел тяжелый для обоих разрыв.
С тех пор они жили врознь — каждый своей частной жизнью, со своими романами и трагедиями. Маркович умер через восемь лет, так и не увидев больше жены и сына. Хоть умолял об этом в предсмертных письмах.
Благодаря протекции Тургенева писательница знакомится с художественным бомондом Парижа. Среди ее хороших знакомых были Герцен, Лев Толстой, Добролюбов, Менделеев, Боткин, композитор Бородин, французские писатели Жуль Верн, Густав Флобер, Проспер Мериме.
Успокойтесь: Шевченко не повесится, Кулиш не застрелится
Мария много пишет. Наибольшую славу принесла ей повесть "Маруся" — история девочки, которая погибает, помогая запорожцам. Напечатанное в газете "Ле Тампс", произведение получило награду Французской Академии и было рекомендовано для обязательного чтения во французских школах.
Марко Вовчок знала более десяти языков. На жизнь зарабатывала переводами и публицистикой. Ей платили большие гонорары, однако она не вылезала из долгов.
Многочисленные амурные истории Марии Маркович становятся темой светских сплетен по всей Европе.
"Все мужчины сходят с ума от нее: Тургенев лежит у ее ног, Герцен (который уже был политэмигрантом. — "ГПУ") приехал к ней в Бельгию, где его чуть не схватили, Кулиш из-за нее разошелся с женой", — писала в одном из писем дочка графа Толстого. Из-за несчастной любви к писательнице застрелился польский химик Владислав Олевинский.
Пришло время ревновать Тургеневу: Мария влюбилась в молодого юриста Александра Пассека. Под Парижем они прожили вместе шесть лет. Но в 1867-ом Пассек умирает от чахотки, у Марии на руках. И она решает вернуться в Россию.
Очередной скандал вызывал роман с критиком и публицистом Дмитрием Писаревым, который к тому же был троюродным братом Марии. Когда во время прогулки на паруснике по Балтийскому морю он погиб на ее глазах, за писательницей окончательно закрепляется слава фатальной женщины.
В Петербурге Марко Вовчок налаживает контакты с ведущими литературными журналами. Ей принадлежат все тогдашние переводы на русский романов Жуля Верна, который предоставил ей эксклюзивные права.
В 1870-ом Мария подает ходатайство о разрешении издавать иллюстрированный журнал переводов. Была в нем и издателем, и редактором, и корректором, и переводчиком. Однако в следующем году ей объявил войну тогдашний "всесильный" критик Стасов, жена которого тоже занималась переводами. Чтобы устранить конкурентку, он публично обвинил Марко Вовчок в плагиате. Третейский суд, на который согласились обе стороны, признал Марию Маркович виновной. Это сильно испортило ее репутации. От этого она так и не пришла в себя.
Поддержку Мария Александровна получила от нового своего поклонника — на 17 лет младшего морского офицера Михаила Лобача-Жученко. Роман с ним закончился официальным браком. В то время Марко Вовчок перестает писать и печататься. Месяцами не выходит из дома, не хочет ни с кем видеться.
Лобачи-Жученко живут в небольших провинциальных городах России и Украины. Мария Александровна занимается воспитанием младшего сына Бориса. Опять вновь за перо только в 1890-х. Издает полное собрание своих произведений. Тогда, в сущности, только Тарас Шевченко и Марко Вовчок представляли украинскую литературу за рубежом.
Последние годы ее жизни прошли на Кавказе, где служил муж. Когда у Марии нашли опухоль мозга, в ее русой косе не было ни следа седины. Украинская писательница с мужским именем Марко Вовчок угасла 10 августа 1907 года.
За Афанасия Марковича Мария Вилинская вышла замуж в 16 лет | |
Пантелеимон Кулиш писал о Марии Маркович: "Ее легкомысленность и изменчивость погубили меня" | |
Роман с Иваном Тургеневым перерос в дружбу, которая длилась до смерти писателя в 1883 году | |
Для неизлечимо больного чахоткой профессора истории Степана Ешевского Марко Вовчок была последней любовью | |
Александра Герцена в 1859 году она посетила на английском острове Вайт, где и завязался многолетний роман | |
Литературный критик Николай Добролюбов влюбился в Марко Вовчок весной 1861 года в итальянском Неаполе | |
Александр Пассек ради Марии Маркович пренебрег карьерой, отчаянием матери и возмущением знакомых | |
С издателем и писателем Пьером-Жулем Этцелем отношения начались как романтичные и перешли в деловое сотрудничество на 40 лет | |
Трагическую гибель своего троюродного брата Дмитрия Писарева Мария Маркович пережила очень тяжело | |
С на 17 лет младшим Михаилом Лобачем-Жученко Марко Вовчок прожила свои последние 30 лет |
1834, 22 декабря — Мария Вилинская родилась в имении Екатерининское в
Орловской губернии
1851 — выходит замуж за Афанасия Марковича и выезжает с ним в Украину
1857 — в Петербурге изданы "Народные рассказы Марко Вовчок"
1859 — выезжает за границу
1867 — возвращается в Петербург,
сотрудничает с "Отечественными записками" Некрасова, много переводит
1878 — выходит замуж за Михаила Лобача-Жученко, уезжает в провинцию
1896–1899 — в Саратове выходит 7-томное собрание произведений Марко Вовчок
1907, 10 августа — умерла; похоронена в городе Нальчик, теперь столица Кабардино-Балкарии,
Россия
Старший сын писательницы Богдан Маркович (1853–1915) стал известным журналистом и переводчиком. О младшем — Борисе Лобаче-Жученко (1875–1938) — говорили, якобы в действительности он — внебрачный ребенок ее сына Богдана. Был моряком, ученым, написал книги по истории механики, морского флота и авиации. Трое внуков Марко Вовчок — Богдан и Юрий Марковичи и Михаил Лобач-Жученко — выбрали профессию инженера-механика флота. Сергей Маркович был полковником Советской армии, заведовал кафедрой романских языков в военном вузе. Еще один внук — Борис Борисович Лобач-Жученко — пилот-разведчик во время Второй мировой войны. Мастер спорта, яхтсмен, он также занимался журналистикой и стал исследователем творчества своей бабушки.
Комментарии
6