После поражения в Полтавской битве шведы и казаки-союзники отступили в подвластную Османской империи Молдавию. Там гетман Иван Мазепа вскоре и умер. В лагере под турецкой крепостью Бендерами 16 апреля (5-го по старому стилю) 1710 года старшина и казаки избрали новым гетманом генерального писаря Пилипа Орлика. При этом составили "Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского" — таким было официальное название гетманской Украины.
Документ состоял из вступления, 16 пунктов и гетманской присяги. В этой "первой в Европе демократической Конституции", как часто ее называют, демократии в современном понимании нет. Ведь крестьяне — самое многочисленное население гетманской Украины — оставались бесправными. Мещане получали самоуправление. А вот казачество определяли ведущим слоем, который будет опекать "посполитый люд".
Вступление содержало исторический экскурс — от древних времен до выступления гетмана Ивана Мазепы против московского царя на стороне шведского короля. Отмечалось, что Московское царство нарушило свои обязательства, хочет ликвидировать привилегии Войска Запорожского и "наложить рабское иго на свободный народ, который никому не позволял себя завоевать силой оружия".
В первых статьях определили государственную религию — православие, границы и основы внешней политики. Шведского короля и его наследников провозгласили протекторами — покровителями Украины, а Крымское ханство — стратегическим партнером.
Старшина и казаки назвали себя осиротевшими после смерти Мазепы. В то же время осудили политику, когда гетманы пренебрегали давними правами и вольностями. Поэтому в "Пактах и Конституциях" перераспределили власть в интересах Генеральной Рады. В ее состав должны были входить генеральная старшина, полковники и "значительное общество" — "из каждого полка по одной значительной, старинной, благоразумной и заслуженной особе". Трижды в год этот совет должен был собираться и решать все дела вместе с гетманом, сдерживая его от "искажения прав и вольностей".
Шесть статей Конституции направлены против злоупотребления властью и на борьбу с коррупцией. Этот термин употребляют в написанном на староукраинском языке оригинале текста. В частности гетману запрещалось "на свой персональный пожиток использовать военный скарб, а удовлетворяться лишь своими оброками и приходами, которые кладутся на булаву и его гетманскою особу". Полковники также "не должны иметь интереса к сокровищам полковым, удовлетворяясь своими приходами и добром". Для соблюдения этого вводилась система выборных и " заприсяженны х" подскарбиев.
Конституция предостерегала, "чтобы сиятельный гетман никому за коррупцию полковничьих управ и других военных и посполитых начальств не давал". Так же и полковников обязали не ставить сотников и урядников "за коррупцию и любые другие респекты".
Еще один антикоррупционный пункт был против льготников, которые выбили себе освобождение от повинностей. В то же время должностным лицам и слугам гетмана, если они путешествовали "по частным делам, а не военным" запрещалось требовать " по дво ды, кормов, напитков и проводников, потому что от этого городовым разорение".
Последняя статья посвящена налоговому произволу. Чиновникам приказали работать, "лишнего от купцов не требуя и людям убогим не делая никакого вымогательства".
Карл ХІІ как протектор — покровитель Войска Запорожского одобрил "Пакты и Конституции". Один экземпляр специально составили на латыни. Также выдал " асекурацион ны й диплом" — обещание до тех пор не складывать оружие, пока Украину не освободят. Но в 1718-м король погиб, а через три года Швеция заключила мир с Московией. Вскоре та стала Российской империей.
Параллельно с работой над Конституцией шла борьба за гетманскую казну. "Золотовалютные" запасы Ивана Мазепы оценивали в 1,2 млн серебряных шведских талеров. Деньги огромные. Например, по условиям Ништадского мира почти за всю Прибалтику, включительно с Ригой, Таллинном и Нарвой, Россия заплатила Швеции 2 млн талеров.
Но гетман держал вместе как собственные средства, так и казну Войска Запорожского. Поэтому за них сразу стали спорить генеральная старшина и племянник покойного гетмана Андрей Войнаровский. Перед смертью Иван Мазепа рекомендовал избрать гетманом его, своего племянника. Мазепина казна тогда и в дальнейшем оставалась бы государственной. Однако Войнаровский не захотел возглавлять правительство в эмиграции, но выдвинул свои права на всю казну.
Карл ХІІ создал специальную комиссию, чтобы уладить конфликт. Она разрешила спор в интересах Войнаровского. Решающими были показания управителя имений Мазепы Ивана Быстрицкого, что сокровища были частной собственностью. Карл ХІІ якобы разрешил спор таким образом, потому что с частным лицом легче было договариваться о кредитах, чем с гетманом. А шведский король одолжил — сначала у Мазепы, а затем в Войнаровского — в целом почти 600 тыс. талеров.
В это время многие из казаков и старшины в эмиграции, чтобы как-то прожить, продавали оружие. Андрей Войнаровский, после избрания нового гетмана и составления Конституции, пожертвовал на освобождение Украины 3 тыс. золотых дукатов. "И в значительной степени тем была определена дальнейшая судьба эмиграции, которая осталась безо всяких средств", — писала историк Наталия Полонская-Василенко.
Комментарии