Ексклюзивы
четверг, 16 октября 2008 15:57

Колхозники больше всего читали о войне и любви

Автор: фото: Государственный архив Николаевской области /mk.archives.gov.ua
  В библиотеке колхоза имени Ленина Арбузинского района на Николаевщине, 1968 год
В библиотеке колхоза имени Ленина Арбузинского района на Николаевщине, 1968 год

При входе в советскую сельскую библиотеку обязательно висела цитата из Горького: "Любите книгу — источник знаний!".  Написанная красной тушью, широким плакатным пером. Писал библиотекарь.

В 1960 годах здесь выставляли "Моральный кодекс строителя коммунизма", в начале 1980-х — "Малую землю" Брежнева. Библиотекарь должен был проводить их обсуждение на свиноферме или в тракторной бригаде.

Что колхозники читали "для души" и какой у них был выбор? Советские издательства, союзные и республиканские, издавали книги многотысячными или и миллионными тиражами. По библиотекам их распространяли централизовано через специальные би бкол лекторы. Сельским, бывало, перепадало по принципу "на тобі, небоже, що мені негоже". Например, только отдельные, не самые лучшие тома из знаменитой серии ЖЗЛ — "Жизнь замечательных людей". Но попадали и книги, бывшие дефицитом даже в столице. Рядом с альбомом репродукций Шишкина могла стоять книга о Ван Гога, за которую в Киеве отдали бы безумные деньги. Здесь можно было встретить " огоньковский" багатотомник Мопассана или " ворошиловский" 12-томник Жуля Верна — маршал любил этого писателя и сам курировал издание. Попадалось и что-то совсем в этих местах экзотическое, например двухтомная энциклопедия "Страны Африки".

Автор этих строк в свое время не ходил не в детсад, а в библиотеку, где работала мама. Целый день можно было рассматривать подшивку журнала "Перець" с карикатурами на американских империалистов, петлюровцев и пьяниц. В другой раз — комплект журнала "Піонерія" или какую-то книжку о Гойе с черно-белой репродукцией "Голой махи".

Вспоминаю инцидент: в библиотеке делали переучет и обнаружили недостачу одного тому Мопассана, романа Василия Кучера "Трудная любовь" и российско-французского словаря в сиреневом переплете. Если Мопассана мог вынести под полой куфайки какой-то тракторист, то куда делся словарь? Библиотекарша была в отчаянии:

— Ну какой дурак здесь мог его украсть?!

Действительно, в нашей школе учили только английский. Наверное, тому, кто украл книгу, понравился сиреневый переплет. А взять открыто стеснялся, чтобы не засмеяли.

Самым большим спросом в сельских библиотеках пользовались книги "военные" и "о любви". Иногда они совмещали в себе и то и другое, например ужасно популярные "Человеколовы" Зинаиды Тулуб, "Святослав" и "Владимир" Семена Скляренко. Иногда какую-то книжку изымали из библиотеки. На моей памяти — "Собор" Олеся Гончара и "Бабий яр" Анатолия Кузнецова. Их следовало списать на макулатуру, но они оказывались в руках любознательных сельских дядек.

Упадок "библиотечной Атлантиды" начался тогда, когда в селах повсюду появились телевизоры. Теперь дело довершает недостаток средств на ремонт помещений и на закупку книг.

Сейчас вы читаете новость «Колхозники больше всего читали о войне и любви». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть