На судьбу артиста иногда удивительно влияют его роли. В юности Гнат Юра играл на сцене такого еврейского изобретателя Бенциона, смастерившего вечный двигатель, а ретрограды-соплеменники эту машину поломали. Потом Гнат Юра создал театр имени Франко. Это и был его вечный двигатель, не раз поврежденный соотечественниками, но и до сих пор действующий.
Актерскую карьеру Юра начал в 1907 году. Играл много, даже во время армейской службы в городке Александрия, на тогдашней Херсонщине. Потом направился в Галичину. Там познакомился с Курбасом. Когда тот создал в Киеве легендарный Молодой театр, Юра тоже там играл. А впоследствии, в январе 1920-го, основал в Виннице украинский театр имени Франко — нынешний знаменитый в Киеве. А тогда это был частный театр на колесах, показывающий спектакли на сахарных заводах Черкащины и Подолья. Был голод. С артистами рассчитывались сахаром. Даже с Бучмой, будущим великим актером.
В этом театре Юров-артистов было трое. Кроме Гната, старший брат Терешко и младший Сашко (выступал как Юра-Юрский). Сестра Татьяна — тоже артистка. Но самый популярный в семье — старший брат. Даже их попугай знал его имя: "Те-ре-шко!". С сыновьями странствовала и мать Мелания Григорьевна, готовила (если было из чего) на всю братию. Умерла на гастролях в Виннице, где и похоронена.
Фамилия Юра — якобы из Франции, там есть Юрские горы. Предком рода считался наполеоновский солдат, не вернувшийся домой и осевший на Херсонщине. Гнат Юра великолепно играл роль Фигаро: знатоки говорили, что такой французский темперамент среди славянских артистов — редкость.
Советская власть заметила странствующий коллектив. Нарком образования Николай Скрыпник послал артистов обслуживать шахты Донбасса. Донецк тогда еще звался Юзовкой. Афиши франко вце в там читали так: "Гастроли французов". Но вскоре артисты стали популярны: жители Донецка приходили со своими стульями и требовали продать билеты, так как места у них уже есть.
Гастроли так впечатлили власть, что она сделала театр государственным и перевела в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Сначала их п оселили в маленьком театре над Лопанью, где квакали лягушки. В Харькове были сильные российские театральные традиции. В главном театре города работала трупа Аксарина, говорившего: "Малороссы в столице — это позор!". Скрыпник выгнал Аксарина, а театр отдали франко вца м.
Оставалось завоевать симпатии харьковчан. Юра сделал это быстро — когда поставил "97", знаменитую пьесу Николая Кулиша о голоде 1921 года. Тот голод публика еще помнила. Во втором акте кто-то терял сознание от шока, и в 10 вечера возле театра дежурила карета "скорой". Юра играл бедняка Мусия Копы стку. Портрет Юры- Копы стки висел в кабинете Петровского, головы ВУЦВК.
В 10 вечера возле театра дежурила карета "скорой"
В 1926-х франко вцы гастролировали в Москве, собирались в Париж. Но когда театр вернулся в Харьков, стало известно, что его переводят в Киев, а столичным становится "Березиль", возглавляемый бывшим соратником Лесем Курбасом. Мол, Курбас — более прогрессивный. Власть столкнула лбами двух мастеров, заслав одного из них в провинцию. Киев тогда казался провинциальным. Рядом с театром — где сегодня памятник Ивану Франко — стоял дом, за плетнем росли подсолнухи и паслись козы.
Уже через год Юра завоевал симпатии киевлян, редко кого любивших, кроме гастролеров. Амвросий Бучма говорил так: на свете всего два гениальных режиссера — Курбас и Эйзенштейн, и только один режиссер деликатный — Юра. Гнат Петрович действительно был человеком с мягким сердцем, что в театральной профессии (да еще в те мрачные времена) требовало достаточно большого мужества.
Кажется, для Юры театр был понятием семейным. И это он ценил даже выше искусства. В театре, кроме двух братьев, работали еще и их жены-актрисы, и сестра Татьяна, и ее муж-актер. Они вместе с другими прошли весь путь от основания театра, и грех было обвинять Юру в " клановости". Тем более что он " по-се мейному" относился не только к родственникам-актерам. Когда в 1933-ем над Курбасом сгустились тучи, Юра забыл всю несправедливость и предложил ему перейти к франко вцам. Тот не пошел.
Но кое-кого Юра таки спас. Скажем, актрису Екатерину Осмяловскую и ее мужа Леся Липкивского — сына первого митрополита Украинской автокефальной православной церкви Василия Липкивского. Они работали в Одессе, где комсомольцы вынуждали их отречься от отца. Юра взял обоих к себе и запретил их травить.
Случались вещи и совсем, как для того времени, удивительные. Артист Виктор Добровольский 10 месяцев сидел под следствием в киевской тюрьме НКВД. Когда вышел, Юра сразу назначил его на роль Михаила в "Украденном счастье" Франко. В этом вершинном спектакле франко вце в трое главных исполнителей знали, что такое украденное счастье на самом деле: Бучма ждал ареста после того, как забрали его друга Курбаса. А первый муж Натальи Ужвий, поэт Михайль Семенко, был расстрелян.
"Украденное счастье" повезли в Москву. Сталин хотел смотреть не драму, а что-то повеселей. Ему показали "В степях Украины". Это было за неделю до войны.
В 1954 году франко вцы опять были в Москве. И повторилась ситуация первых гастролей: неожиданно пришел приказ — снять Гната Юру с должности главного режиссера (якобы — по собственному желанию). А вместо этого прислали из Харькова Марьяна Крушельницкого, актора-курбасовца. Юра стал рядовым артистом и режиссером в своем театре. Через год власть спохватилась: Юру сделали "художественным руководителем", а Крушельницкого — "главным режиссером". Им объяснили в ЦК партии:
— Теперь будете руководить вдвоем, как вот в МХАТе Станиславский и Немирович!
— А кто из нас будет Станиславским? — невозмутимо спросил Юра.
Фраза прозвучала убийственно, ведь он был комиком гениальной печали.
До сих пор по телевизору показывают фильм-спектакль "Мартын Боруля" с Гнатом Юрой в главной роли. Эта комичная печаль не стареет. Можно представить, каким артистом он был для современников. Рекорд: пьесп "Суета" держалась на сцене с 1920-го до конца 1950-х, и Юра бессменно играл там Терешку Сурму ("Катай, Матюша, гуси!"). А еще он играл бравого солдата Швейка — на грани веселой непристойности.
Последние пять лет пенсионер Юра сидел на балконе дома на Ольгинской, 2 и смотрел на не принадлежащий ему театр. А созданный им механизм продолжал работать.
Несколько месяцев назад франко вцы опять выпустили "Свадьбу Фигаро" в переводе Гната Юры. В главной роли — Остап Ступка. Идет в театре и "Швейк". Роль, которой когда-то славился Юра, играет Богдан Бенюк.
В доме на Ольгинской берегли предсмертную записку Леся Курбаса
Лесь Курбас в юности стрелялся из-за несчастной любви к актрисе Екатерине Рубчаковой, старшей его. Он оставил ей записку: "Прости, что не смог сделать тебя счастливой!". Говорят, пулю в сердце Курбас носил всю жизнь. Екатерина умерла в 1919 году. А эту записку нашла ее дочка — актриса Ольга Рубчакивна. Она в тот же 1919-ый стала женой Гната Юры. В их семье хранилась грустная любовная записка Курбаса. Они жили рядом с театром имени Франко, в доме на Ольгинской, 2, где теперь мемориальная доска.
После ареста Курбаса в журнале " За марксо-ленінську критику" в 1936 году появилась статья, подписанная Гнатом Юрой, где Курбаса обвиняют в национализме и фашизме. Якобы именно эта статья привела к расстрелу Курбаса на Соловках.
Хоть Юра ее не писал, но подписать эту статью вынужден был, считает сын Гната Петровича — Юрий Игнатьевич Юра. Он окончил факультет международных отношений, работал в системе международного туризма. А в детстве, в эвакуации, служил в театре осветлителем. Этой истории посвящен раздел в новой книге Валерия Гайдабуры "Театральные автографы времени", увидевшей мир в прошлом году.
1888, 8 января — Гнат Юра родился в крестьянской семье в селе Федвар,
сейчас Пидлисное на Кировоградщине
1907 — вступает на профессиональную сцену в труппе Максимова
1913–1914 — работает в театре " Руська бесіда" во Львове. В начале
Первой мировой войны арестован австрийцами как российский подданный
1917–1918 — актер и режиссер в Молодом театре в Киеве
1920 — создает в Виннице театр имени Франко
1923 — театр гастролирует на Донбассе и получает статус государственного
1924 — в Харькове родился сын Юрий
1940 — театр становится академическим, Юра — народным артистом СССР
1954 — Гната Юру увольняют с должности главного режиссера франко вце в
1966, 18 января — умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище
Комментарии