
- Вот, кто заменит меня после моей смерти, - сказал о Кирилле Стеценко композитор Николай Лысенко в сентябре 1903 года.
Это было после открытия памятника Ивану Котляревскому в Полтаве. Маэстро был поражен произведением "Бурлака", исполненным на торжествах хором Стеценко. Молодой композитор к тому времени уже написал десяток композиций и церковных хоров. А первое произведение создал в 13 лет - композицию "Благословлю Господа всякий час" для хора Софийской духовной школы, где учился.
В 1904-м на рабочей окраине Киева - Лукьяновке открыли Народный дом, теперешний заброшенный Клуб трамвайщиков. Организовали там хор. Руководителем пригласили Кирилла Стеценко, который преподавал пение в женской гимназии на Подоле.
- Кирилл Григорьевич был для меня первым интеллигентом, который разговаривал с нами, хористами, по-украински, - вспоминал в 1960-х актер и режиссер Прохор Коваленко. - Тогда он был совсем молодым. Невысокого роста, худощавый, русый, с небольшими усами соломенного цвета, с большими серо-голубыми глазами. От Стеценко я впервые узнал, что Леся Украинка - еще живая украинская поэтесса, что произведения ее потому с грустинкой, что жизнь наша невеселая.
С коллегами-учителями он не дружил: их после уроков интересовали только водка и карты. Зато дружил со своими хористами-рабочими. Садился за пианино, брал несколько аккордов:
- Ану, давайте прочистим голоса.
Вот взялись разучивать песню " Зашуміла ліщинонька ".
- Вы, друзья, когда-нибудь в лещиновой роще, в орешнике, слышали, как лещина шелестит листвой, когда между кустами пролетает легкий ветерок? - пояснял Кирилл Григорьевич. - Так и здесь: голоса сначала должны чуть зашуметь, чтобы показать грусть, жалость и сострадание к девушке, которая заплакала, затосковала.
Однажды в антракте концерта в зале Купеческого собрания (нынешняя Национальная филармония) Стеценко просил своих хористов подписать петицию к министру образования Российской империи о разрешении открыть в Киеве украинскую школу:
- Не верю, что позволят, но надо поддержать.
Школьное начальство смотрело косо. И не только школьное: в 1907-м в доме Стеценко устроили обыск. Нашли его незаконченную оперу "Кармелюк", обработки мелодий на стихотворения "Заповіт" и "Ще не вмерла України". Вердикт: выслать из Киева на три года на Донщину - в нынешний город Шахты Ростовской области России. По возвращении в Киев пришлось много работать, руководить различными кружками. Потому что уже был женат - на дочери священника и преподавателя семинарии Евгении Франковской. Родились дети.
- Вместо того чтобы что-то значительное написать или поехать куда-то поучиться настоящему композиторскому делу, я должен зарабатывать, чтобы обеспечить семью, - сетовал однажды в разговоре с Прохором Коваленко. - Жена все уговаривает меня оставить Киев, уехать в деревню и стать священником. Вы понимаете - попом! Править панихиды, делить хлебы, ссориться из-за них с дьяком. Разве это для меня?
Кирилл Стеценко таки принял священство. В 1911-м получил приход в селе Голово-Русава на Подолье - сейчас Александровка Томашпольского района Винницкой области. Отец Кирилл разводил лошадей и голубей. И писал музыку - духовную и светскую.
В Киев вернулся в конце 1917-го. Возглавил музыкальный отдел Министерства образования Украинской Народной Республики. После победы большевиков Стеценко остался без работы. "Я в отсутствие работы и куска хлеба ради даже взял себе в селе возле Фастова приход", - писал в 1920-м в письме коллеге - композитору Николаю Леонтовичу. Переехал с семьей в село Веприк - местная община просила прислать им священника, который проводил бы службы на украинском языке.
В Веприке Стеценко организовал театр и хор. Местные крестьяне называли его "светлым батюшкой". В воскресенье утром шли в церковь слушать службу Божию, которую отправлял отец Кирилл, а после обеда - на спектакль или выступление светского хора, которым он руководил. "Со всяким умел он заговорить, пошутить, поздороваться ласково. Вот как встретит в селе девушку, обязательно спросит, скоро ли на свадебку будет просить. И так ко всякому заговорит - пошутит к месту, и посоветует, и утешит", - вспоминала жена Стеценко Евгения Антоновна. Со своим хором он пешком путешествовал по окрестным селам, в соседние уезды.
- Во многих селах тогда выступать было негде, - рассказывал староста хора Александр Грицай. - Часто выступали под открытым небом - во дворах или даже на улице. Помню: пришли мы как-то с концертом в Черногородку (теперь Макаровский район Киевской области. - "ГПУ"). Ушел Кирилл Григорьевич по селу осмотреться. Выбрал место для выступления - площадь около кооперации. Там мы дали черногородцам концерт.
Священник и композитор Кирилл Стеценко заразился тифом, когда причащал больного крестьянина. Тот впоследствии выздоровел, а "светлый батюшка" умер - 29 апреля 1922 года. Проводить его в последний путь собрались более 10 тыс. человек. Павло Тычина записал в своем дневнике: "Похороны величественные, много украинской стихии. Слезы взрослых прихожан и даже детей".
1882, 24 мая - Кирилл Стеценко родился в селе Квитки, теперь Корсунь-Шевченковского района Черкасской области. Отец был художником-самоучкой, расписывал церкви в окрестных селах. Мать - дочь дьякона. У Стеценко было только 2,5 десятины земли. В семье росли 11 детей. Кирилл - восьмой.
1882-1887 - учится в Софийской духовной школе в Киеве. Поет там в хоре, с третьего курса становится дирижером. Дальше учился в Киевской духовной семинарии, которую окончил в 1903-м. В 1899-м познакомился с композитором Николаем Лысенко. Стал певцом и субдирижером его хора, участвовал в концертах по Украине.
1905 - женился на Евгении Франковской. Родились дети - Анастасия, Зинаида и Вадим. Сын впоследствии стал профессором Киевской консерватории.
1920 - создал две передвижные капеллы, которые концертировали по Украине. Вскоре большевики это запретили. Переехал с семьей в село Веприк под Фастовом на Киевщине. В 1921-м принимал участие во Всеукраинском соборе, где рукоположили епископат Украинской автокефальной православной церкви. В том же году Стеценко избрали профессором Киевской консерватории. "Четыре дня в неделю посвящаю приходу, а три - Киеву", - писал он в одном из писем.
1922, 29 апреля - умер от сыпного тифа. 1 мая похоронен в Веприке возле церкви.
Создал более 50 хоровых произведений, четыре кантаты, десятки обработок украинских народных песен. Написал музыку к нескольким спектаклям, к инсценировке поэмы Тараса Шевченко "Гайдамаки". Но главное в его творчестве - церковно-религиозные произведения. В частности "Панихида", которую посвятил памяти своего учителя Николая Лысенко, "Всенощная", три "Литургии", пять украинских религиозных кантат, церковный хор "Славьте имя Господа", "Херувимская", "Милость покоя", "Славьтесь, братия".
Комментарии
1