Дмитрий Донцов умел говорить быстро, темпераментно и убедительно. В 1918 году был такой случай. Гетман Павел Скоропадский пригласил на обед немецких генералов. За столом произносил речь украинский министр иностранных дел. Председатель гетманского телеграфного агентства Донцов между тем пил вино на другом конце стола и министра не слушал. Но вдруг его попросили перевести сказанное для немцев. Донцов, без паузы, блестяще сымпровизировал речь, которую надлежало бы говорить министру в таких случаях.
Он родился в Мелитополе на юге Украины. Сам называл этот край "нашей Америкой" — учитывая смешенье народов и культур. Род их якобы происходил от казацкого полковника Федора Донца, первого колонизатора Слобожанщины. Предки по материнской линии — итальянцы. Признавался: "украинца из меня сделали Гоголь, Шевченко, Кулиш и Стороженко" — их произведения были в отцовой библиотеке. Донцов в 12 лет осиротел. Учится в реальной школе в Мелитополе. В 1900 году переезжаетв Петербург, где оканчивает юридический факультет университета. Рано связывается с социал-демократами. За это дважды — в 1905-ом и 1907-ом — заключенный в Лукьяновской тюрьме в Киеве. В 1909 году эмигрирует в Галичину. Донцов, с его темпераментом, был пламенным социалистом. И так же темпераментно порывает с социалистами. Для них вопрос нации был второстепенным, потому что они исповедовали интернационализм.
В 1913 году Донцов выступает на студенческом съезде во Львове с докладом "Современное положение нации и наши задания". Он тогда произвел впечатление на многих, в частности и на студента Евгения Коновальца, будущего основателя Организации украинских националистов. Тогда же обратил на себя внимание политических противников. Российский кадет Милюков говорил в Государственной думе: "Бойтесь его!".
Из эмиграции Дмитрий Донцов возвращается в 1918-ом. Гетман Скоропадский, который правил Украиной с апреля по декабрь того года, был аристократом. А следовательно, отвечал политическим идеалам Донцова, который разделял нацию на "рыцарей и свинопасов". Первые должны руководить, вторые — служить. В этом он резко расходился с предводителями Центральной Рады, которые считали, что все должны быть равны, — мол, хватит с нас господ, чужих и своих. А Донцов рассуждал: не будет собственных господ — будут господствовать чужие.
Считал российскую имперскую культуру за ничто. Это могло казаться странным или даже диким. Но это был лишь ответ врагам украинства. С 1908 года действовал "Киевский клуб русских националистов". Его задание — "борьба с украинофильством". Украинскую литературу они называли никому не нужной писаниной "разных Лесь и Олесев". И вообще, считали украинскую культуру еврейской выдумкой, придуманной, чтобы расколоть "единый русский народ". С этим можно было бороться разве что теми же методами.
Донцов был непримирим и к "своим". Грушевского, Ефремова, Винниченко и других лидеров Украинской Народной Республики считал политическими евнухами, по чьей вине погибла Украина. Те отвечали ему тем же. Винниченко обзывал Донцова "ослом нашей революции", а Ефремов — "ученым Хлестаковым, грустным выродком нашего выкрученного времени".
Лидеров Украинской Народной Республики считал политическими евнухами
С первой половины 1920-х он ни в какие партии не входит и практической политикой не занимается. Эту работу выполняют его ученики и последователи — прежде всего молодые ОУНовцы-экстремалы. Поколение украинской молодежи 1920–30-х годов со стыдом и болью переживало трагический финал УНР, разорванность родины между несколькими более сильными государствами. Новое поколение украинцев стремилось к реваншу. Но каким путем? Здесь и понадобился Донцов — он точно знал, какой должна быть Украина, чтобы не потеряться в тогдашнем мире.
По Донцову, наивысшая ценность — нация. Ее должен возглавить и повести Богом данный вождь. Для того времени эта идея не была ни странной, ни неэффективной. Ведь в целой Европе парламентаризм себя не оправдал. А вот диктатура действовала результативно: Ленин и Сталин в СССР, Муссолини в Италии, впоследствии Гитлер в Германии и Франко в Испании. Так же харизматичные вожди стояли во главе в Польше — Пилсудский, в Финляндии — Маннергейм, в Венгрии — Хорти. Поэтому, Донцову нетрудно было соблазнить целое поколение — мол, а чем мы хуже?
Независимость — вообще сильная черта его характера. Именно поэтому впоследствии немцы считали нежелательным присутствие Донцова на оккупированных украинских землях. Хоть, казалось бы, он был идейно близок их режиму. Настолько близок, что Ефремов в свое время писал: "Как быку красное — так ему слова "гуманизм, демократия". Понятно, что и большевики его не считали своим — хоть определенные методы Донцов позаимствовал именно у них. Например — демагогию. С его демагогией, как и с большевистской, было невозможно дискутировать. Потому что она была высокоэрудированная. Он густо сыпал цитатами (попробуй, проверь!), ловко рисовал чучело врага и так же легко побеждал его.
Оратор он был блестящий. Таких обычно любят женщины. Самый знаменитый его роман — с поэтессой Еленой Телигой, которая была моложе его на 23 года. Поговаривали, что Телига посвятила ему стихотворение "Подорожній", которое теперь входит в школьные хрестоматии.
Они познакомились во Львове в 1933 году. Отношения длились тайно до 1941-го. Тогда Телига переехала в оккупированный немцами Киев и погибла от рук гестапо. Донцов помнил Елену долго, в 1953 году написал о ней книгу.
У него была жена — Мария Бачинская-Донцова (1891–1978), родом из Галичины. Она была общественной деятельницей, поэтессой, журналисткой. Оставалась верной ему, хоть позже, за океаном, они расстались. Детей не имели.
Донцов умер на 90-ом году жизни в Монреале в Канаде, где преподавал украинскую литературу в университете.
Героями для Донцова были и Ленин, и Муссолини
Был ли Дмитрий Донцов фашистом, дискуссия длится с начала 1920-х. Его размышления о самоценности и самодостаточности нации, о культе силы и агрессивной наступательности, о том, что следует опираться на героические традиции "долиберальных эпох", — древнеримские, арийские — действительно созвучны с идеями европейского фашизма. Да и сам Донцов не скрывал, что ему они близки. Впрочем, совсем их не копировал. Скажем, ему импонировал итальянский диктатор Муссолини, тоже бывший социалист. Но программная книжка Донцова "Национализм" появилась в 1926-ом — на три года раньше, чем Муссолини оформил свои идеи в письменном виде. Образцовые герои Дмитрия Донцова — князь Святослав, пророк Магомет, испанские конкистадоры, диктатор Муссолини и даже Ленин. Люди жестокие и фанатичные, но успешные, и это — главное. Так думала до Второй мировой вся Европа.
Симпатиками фашизма с его лозунгом "Родина превыше всего!" в Европе до войны были выдающиеся деятели культуры, писатели: румын Элиаде, итальянец Пиранделло, француз Селин, американец Паунд, немец Гайдегер, норвежец Гамсун. После того, как фашизм дискредитировал себя во Второй мировой, о довоенных симпатиях к нему стало стыдно вспоминать.
1883, 10 сентября — Дмитрий Донцов родился в городе Мелитополе
Катеринославской губернии, в настоящее время Запорожская область
1902–1907 — учится в Петербургском университете
1908 — эмигрирует в Галичину, учится в Венском (1909–1911) и Львовском
(1911–1914) университетах
1918 — председатель Украинского телеграфного агентства в Киеве при гетманате
Павла Скоропадского
1923–39 — главный редактор "литературно-научного вестника" во Львове
1939 — эмигрирует в Германию, впоследствии в Чехию и Францию, с 1947 года — в
Канаду
1973, 30 марта — умер. Похоронен в Монреале
Главные произведения Донцова: "Модерное москвофильство" (1913),
"Национализм" (1926), "Дурман социализма" (1936), "Где искать наших исторические
традиции" (1938), "Дух нашей древности (1944)
Комментарии
2