В 1983-м состоялись последние публичные выступления знаменитого на весь Советский Союз эстрадного дуэта Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичнны (московские артисты Вадим Тонков и Борис Владимиров). Потом их долго показывали по телевизору, в записях. И казалось, да и в сейчас временами кажется, что они где-то существуют.
В действительности же именно в 1983-м Борис Владимиров перестал выступать. Маврикиевна вышла на эстраду одна и объявила, что Никитичнна вышла замуж и нянчит внуков. Но публика не смеялась, как будто на похоронах. Говорят, это был их первый и последний провал.
Впоследствии на постсоветской эстраде появилось что-то подобное — "Новые русские бабки", наша Верка Сердючка. Но это было другое время, другой юмор. Нынешние эстрадные "потомки" знаменитого дуэта — плебеи от роду, веселые жлобы. А персонажи Тонкова и Владимирова — иные по происхождению. По крайней мере Вероника Маврикиевна — пусть и старая маразматичка, но все-таки бывшая аристократка и интеллигентка. Кстати, одну русскую великую княгиню в ХІХ ст. звали Елизавета Маврикиевна.
Да зачем далеко ходить — сам Тонков происходил из московской аристократии. Его деда, знаменитого когда-то архитектора-модерниста Шехтеля, большевики выбросили из собственного дома. Следовательно, в насмешке над благородным прошлым в Тонкова и Владимирова был и глубоко скрытый личный драматизм. Возможно, именно за это публика так любила дуэт.
С ними дружил Гагарин
Оба закончили московский ГИТИС и сначала были вполне серьезными артистами, работали в знаменитом московском театре " Ленком" у Марка Захарова. С ними дружил Гагарин, первый в мире космонавт.
Дуэт Маврикиевны и Никитичнны появился на всесоюзном телевидении в 1970 году и сразу стал знаменитым. Эти две маразмирующие старушенции поневоле напоминали о старых маразматиках во главе с Брежневым, которые тогда правили страной. Кстати, именно поэтому Маврикиевна и Никитична быстро стали популярными персонажами анекдотов — наряду с Брежневым, Чапаевым и Штирлицем.
Временами сами их шутки попадали в анекдотические ситуации. Когда в СССР подорожал коньяк, Никитична спросила Маврикиевну, чем отличается коньяк от воды. Маврикиевна как дама с образованием отвечала, что формула воды — аш-два-о, а коньяка — аж восемнадцать двадцать. Телевизионное начальство не знало, куда пристроить этот диалог. И приурочило ко дню химика!
Вадим Тонков умер после шестого инфаркта в январе 2001 года. Бориса Владимирова не стало еще раньше.
Анекдоты о них помнят и теперь. Первый встречный обязательно что-то да вспомнит. Например, о том, как Никитична спрашивает Маврикиевну, где та отдыхала. Маврикиевна говорит, что "была в Париже, купалась в Сене". Подруга категорически заявляет: "В сене не купаются, в сене любовью занимаются!".
Комментарии
1