3-месячный Илья Шевченко из Кривого Рога на Днепропетровщине родился с пороком сердца. На пятый день жизни ему сделали операцию в Центре детской кардиологии и кардиохирургии. Впервые в мире вместо донорской крови использовали пуповинную.
Светлана Шевченко, 24 года, привезла сына на контрольное обследование. Директор Центра Илья Емец смотрит на монитор. Врач-кардиолог Андрей Куркевич проводит сканером по груди малыша. На ней 10-сантиметровый шрам.
— У вас все прекрасно. Приезжайте через три месяца, — говорит матери Илья Емец, 53 года, который оперировал мальчика. Он — ученик Николая Амосова. В 1992-ом впервые в Украине сделал удачную операцию на детском сердце.
— Имя сыну выбрал муж. Потом оказалось, что наш хирург тоже Илья, — говорит Светлана.
О болезни ребенка она узнала на 20-й неделе беременности.
— Мы не поверили. Обследовались в Херсоне, потом в Киеве. Андрей Казимирович Куркевич сказал, что такие операции делают успешно. Объяснил, что пуповинную кровь можно очистить и вливать в ребенка. Рожала я в пятом роддоме раньше срока. Муж еще не успел приехать. Сразу из родильного зала сына забрали в Центр. Увидела его в реанимации. Так жалко стало, что не могу его на руки взять, — Илья начинает плакать. Светлана дает ему бутылку с детской смесью. — Сначала молоко сцеживала, потому что он слабенький. Месяцев два кормила грудью, — ребенок ест и утихает. — Это он уже сонный, а так мы многое рассказываем и улыбаемся. После операции он был бодренький, и с каждым днем становился все румянее. Выписали нас через 12 дней.
Сердце формируется на шестой неделе беременности
Врачи объясняют, что донорская — это кровь взрослого человека, для ребенка она инородная. Хотя доноров и проверяют на инфекции, но у каждого возбудителя есть время инкубации, когда его нельзя определить лабораторными анализами. А пуповинная — это кровь самого ребенка, потому она абсолютно подходит ему. Из пуповины новорожденного собирают 100 мл крови. Хранят в холодильнике не больше семи дней.
— Во время операции теряется много крови. Ее у ребенка только 250 миллилитров. Сердце рассекают, потом сшивают. Сердце и легкие отключают на 90 минут. Организм находится на аппарате искусственного дыхания и циркуляции крови, — рассказывает хирург Центра Олег Федевич, 28 лет. — В Японии, Германии пуповинную кровь используют только для операций на кишечнике, а мы использовали для кардиологической.
Если у ребенка еще в утробе матери обнаружили порок сердца, рожать советуют в столичном роддоме N5.
— Он в 5 минутах езды от нашего Центра. Чем раньше сделаем операцию, тем лучше. Потому что до тех пор ребенок страдает от недостатка кислорода. Кожа становится синей. Наше самое большое достижение — операция через 3 часа после рождения. Сердце формируется на шестой неделе беременности. С 18-й недели можно выяснить, есть ли какие-то недостатки развития. Это видно только на УЗД. С врожденными пороками сердца рождается в Украине пять тысяч младенцев. Только у 10 процентов болезнь распознают во время беременности. Во Франции — у 47 процентов, — рассказывает Олег Федевич.
Ежегодно в Центре оперируют 1,5 тыс. детей. Умирают в среднем 27. Это 1,8% — один из самых низких показателей смертности в Европе.
Лечение в Центре бесплатное, добавляет Юлия Радченко, 26 лет. Ее сыну Михаилу 30 декабря исполнится год. В больнице ему сделали пять операций.
— Мне даже не пришлось покупать смесь для сына. И лекарства давали. Когда я жила в Центре, меня тоже кормили три раза в день. Сюда приезжают со всей Украины, потому большие очереди. Утром уже может быть 60 человек. Первые два месяца Михаил был малоподвижный, вялый. Сейчас вертится, как шило. Еще не ходит, но стоит хорошо. Врач из поликлиники делает Мише массаж и лечебную физкультуру.
Комментарии
3