- На рубеже 1960-1970-х в больших городах было больше площадок для выступлений, чем теперь, - говорит организатор концертов и продюсер Виталий Бардецкий, 50 лет. Написал сценарий документального фильма "Усатый фанк" об отечественной эстраде прошлого века.
- "Кобза", "Смерічка", "Березень", "Дзвони", "Водограй", "Візерунки шляхів", "Опришки" - это группы золотой эпохи украинской поп-музыки, - продолжает Бардецкий. - Концерты собирали полные залы. Ансамбли имели региональный колорит. Одесса ориентировалась на джаз. Львов добавлял собственной эстрады. Киев смотрел в сторону соула и бита. Днипро имел традицию инструментального джаз-рока. Были свои школы в Луцке, Николаеве, Донецке, Крыму.
Центром фанка стал городок Вижница, расположенный между Карпатами и Черновцами. Здесь молодой композитор Левко Дуткивский создал звучание украинской современной эстрады. Нашел и сформировал будущих мегазвезд - Назария Яремчука, Софию Ротару, Василия Зинкевича. Именно музыкальный процесс в Вижнице, пожалуй, имел наибольшее влияние на автора "Червоной руты" Владимира Ивасюка. Джон Леннон когда-то сказал, что "Битлз" стали популярнее Иисуса Христа. А Ивасюк был более узнаваем, чем Леонид Брежнев. Его песня о цветке надежды содержала гигантский протестный потенциал.
Нравится, как британские журналисты умеют круто назвать любое течение. На фото групп 1970-х имели усы 80 процентов музыкантов. Пожалуй, это был тренд. Так возникло название "Усатый фанк".
Самая большая проблема - поиск видеоархивов. На телевидении бобины затирались после эфира следующими съемками. Простите, Деда Панаса сохранилось всего несколько минут, и это уже 1980-е. А вот музыку откопали. Ходили в архивы, даже СБУ. К сожалению, там тоже немного осталось.
Наши герои - люди за 70, но они живее, чем я. Спрашивал, сколько зарабатывали на этом. Говорят: "Давай поговорим о музыке". У них до сих пор горят глаза. У некоторых пик популярности давно прошел. Кто-то нашел себя, как переводчик Виктор Морозов или культуролог Кирилл Стеценко. А кто-то остался в той эпохе.
Если бы наши ансамбли 1970-х жили в другое время - были бы мегауспешны с коммерческой точки зрения. Нам не повезло. Шли в правильном направлении, но из-за советской идеологии все не развилось как следует.
- "Усатый фанк" вовремя напомнил молодежи, что украинская поп-музыки началась не с "Территории А" и не с фестиваля "Червона рута". А раньше - с вокально-инструментальных ансамблей 1970-х, - говорит музыкальный критик 28-летний Фил Пухарев. - Развенчивает стереотип, что такие ансамбли играли в основном "номенклатурные" вещи. А о тогдашних западных произведениях знать не знали.
Беда только, что ответы слишком поверхностные. Даже свидетели тех событий - Валерий Ветер из "Кобзы", Тарас Петриненко из "Візерунків шляхів", джазмен Алексей Коган - в фильме рассказывают преимущественно общеизвестное. О пластинках на рентгеновских снимках, перехвате зарубежного радио под покровом ночи слышали все, кто хоть немного интересовался жизнью в СССР.
Личных историй и живых эмоций "Усатому фанку" не хватает. С другой стороны, их трудно вместить в полуторачасовой хронометраж ленты. Пришлось бы растягивать на несколько серий. Поэтому копать дальше - задача современных исследователей и слушателей.
Комментарии