В ночь на среду от рака в частной столичной клинике умер писатель Юрий Покальчук. Ему шел 68-й год.
— Он ушел как святой — во сне, — рассказывает сквозь слезы по телефону дочка писателя Оксана, 22 года. Она работает юристом на телеканале "1+1". — Неделю спал. А в полночь отошел. Еще подержал в руках новый роман "Озерный ветер" — должен был его повезти на львовскую книжную ярмарку 11–14 сентября. Радовался как ребенок. Писал продолжение под рабочим названием "Просто любовь". Написал около ста страниц. Больше не успел.
Тело Покальчука привезли в его квартиру на столичных Березняках. На время печати номера " ГПУ" семья как раз решала, где похоронить писателя — в Киеве, где он прожил много лет, или в Луцке, где учился в пединституте.
— О смерти с ним никогда не говорили, — говорит Оксана. — Потому не знаем, где бы он хотел быть похоронен. Но большинство родственников склоняются, чтобы в Киеве. О болезни отец узнал в августе прошлого года. С тех пор по несколько недель лежал в больнице. Последний месяц провел там.
— Ненавидел говорить о своих болячках и возрасте, — рассказывает писатель Юрий Винничук, 56 лет. — В последний раз мы виделись в июне на какой-то киевской презентации. Я еще ему сказал: "Хорошо выглядишь". А он улыбнулся, и я понял, что не хорошо пошутил. Хотя выглядел он действительно молодо. И всегда возмущался, когда в газетах указывали его настоящий год рождения. Как-то я делал с ним интервью для львовского "Поступа". Он меня целый день вызванивал, напоминал, чтобы я написал, что ему 40 лет, хотя ему было 60. Молодежь его боготворила. Особенно, когда под музыку напевал собственные стихотворения и стихотворения Гарсиа Лорки, Поля Элюара. Это тяжело было назвать пением, но люди валили толпой. Для меня самые большие потери в этом году — это смерть Юрия и Василия Кожелянко. Они приблизили украинскую литературу к массе. Покальчук своей книжкой "Эрос", а Кожелянко — основанным им жанром — "альтернативная история".
Его "хоронили" трижды. Впервые — в 28 лет
— Юрий всем рассказывал, что он — на одну восьмую цыган и наполовину — дворянин, — вспоминает львовский переводчик 58-летний Виктор Морозов. — Мы оба из Кременца. Собирались сделать какой-то творческий вечер. Не успели. Юрий любил молодежные тусовки, танцы. Как журналист объездил 38 стран. В 1970 годах полетел в Латинскую Америку, в Никарагуа. После того стал ярко одеваться, носить черные очки и начал танцевать.
Покальчук 20 лет помогал детям из колонии в Прилуках на Черниговщине. Учил их читать, рисовать, печатал их стихотворения в журнале "Горизонт". Часто повторял: "У меня 350 детей плюс Оксана".
Несколько месяцев тому назад по Киеву прошел слух, что Покальчук умер. Юрий со смехом потом сказал, что так его "хоронят" уже третий раз. В первый раз — в 28 лет, когда на отдыхе в Сухуми у него прихватило почки. Тогда в его больничной палате умер дед с фамилией Покалюк, а друзьям передали, что не стало Юрия. Во второй раз его "похоронили" 10 лет тому назад: радио сообщило об автоаварии на карпатской дороге, в которой погиб писатель Покальчук. Выяснилось, это был однофамилец.
Юрий категорически отказывался рассказывать о семье. Известно, что был женат трижды. Жена Ольга работает экономистом в Министерстве топлива и энергетики. Развелись, когда дочка была маленькая.
— У папы есть официальная жена, — говорит уклончиво Оксана. — Но они вместе не живут.
Сам Покальчук говорил, что имел много женщин.
— Однако они не были той гаванью, в которую хочется возвращаться, — объяснял писатель. — Я — человек творческий, женщины не выдерживали и уходили.
1941, 29 января — Юрий Покальчук родился в г. Кременец на
Тернопольщине
1956 — написал первый рассказ
1959 — поступил в Луцкий пединститут, перевелся в Ленинградский университет, на
факультет восточной философии, окончил его в 1965-ом
1976 — стал членом Союза писателей
1994–1998 — руководитель заграничного отдела СПУ
1997–2000 — президент Ассоциации украинских писателей
2000–2002 — член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания
Автор 27 книжек, самые известные среди них: "То, что на изнанке", "Окружная
дорога", "Такси Блюз". Знал 11 языков, переводил произведения Эрнеста
Хемингуея, Артура Рембо, Жоржа Амаду, Хорхе Луи Борхеса, Хулио Кортасара. Читал
лекции в университетах Великобритании, США, Канады, Аргентины, Бразилии,
Португалии, Испании, Польши и России
Комментарии