Лариса Денисенко, 34 года, относится к писателям, рожденным революционной ситуацией в украинском обществе и собственно оранжевой революцией. Это могло бы прозвучать смешно, патетически и несколько фальшиво, если бы не три обстоятельства.
Во-первых, дебютировала она как раз накануне оранжевых событий романом "Игрушки из плоти и крови". Во-вторых, по-художественному убедительно и четко определила сущность системы в романе "Корпорация идиотов". А в-третьих, никто, кроме нее, настолько активно не лелеет самодостаточный образ успешного и активного человека. Ведь сначала была Лариса Денисенко — успешный адвокат и законодатель, женщина, которая слепила себя сама, self-made woman, как сказали бы на Западе.
Ее можно было бы назвать основоположником украинской "буржуазной" прозы — легкой, живой и по сути своей оптимистичной, лишенной нашей родной кондовой украинской мрачности и серьезности. Это письмо фактически является не только порождением среднего класса, но и отвечает его насущным запросам. А у нас этот класс, как заведено считать, непременно нужно развлекать попсовыми литературными варьете, жестокими романсами и опереттами, привезенными из-за северо-восточной границы.
Ее можно назвать основоположником украинской "буржуазной" прозы
Поэтому появление Ларисы Денисенко в нашей литературной ситуации является пока еще единичной, но весьма симпатичной попыткой украинизировать литературу для белых воротничков и клерков. У нее даже крымчане разговаривают на литературном украинском языке. С другой стороны, скорость и коммуникабельность их жизни медленно врастает в плоть нашей литературы. Ларисиной прозе свойственна какая-то антифилологическая рас комплексованно сть. Она вся сплетена из милых неак куратностей и жизненных излишеств, потому что дышит полной грудью и не сильно "парится" тем, умеет ли дышать. Возникая словно от нечего делать, будто бы ради интересного сюжета и с сугубо развлекательной целью, эта проза оказывает на читателя бесспорно позитивное педагогическое влияние. Такая себе оптимистичная драма нашего времени.
Вот и в последнем предложении романа Денисенко "24:33:42" исчерпывающе предстает кредо этой прозы: "доверять другим, верить себе и учиться жить своей жизнью".
Комментарии
4