- По сравнению со временами Табачника, мы сделали почти идеальную программу, - говорит президент Центра исследования литературы для детей и юношества Ульяна Баран, 37 лет. Обсуждаем изменения от Министерства образования в школьной программе по литературе на новый учебный год.
Какие нововведенные произведения отметили бы?
- "Необычные приключения Али в стране Недоладии" Галины Малик, "Тайна казацкой сабли" Зирки Мензатюк, "Невероятные приключения Ивана Силы" Александра Гавроша. Очень положительно в 6 классе прочитать Лесю Воронину. "Климка" классика конца 1970-х Григора Тютюнника из дополнительной программы перенесли в основную. Это тоже хорошо. Он был талантливым писателем, писал доступно. Изображал мир ребенка, не отрываясь от него. Мне по душе фактически все эти авторы. Их книги правильно расставили на каждую возрастную категорию. Есть шанс, что дети захотят читать дальше.
С мировой литературой тоже все в порядке?
- Траектория движения остается - через зарубежную литературу приходят к украинской. Моему сыну Мирославу 17. Он читает сложные психологические романы, взрослую литературу. Но дошел до нее через этих детских писателей. Был влюблен в Ремарка. В 12 лет уже восхищался "Миром Софии" норвежского философа Юстейна Гордера. Перечитал "Записки украинского самашедшего" Лины Костенко. Говорит, странное, но понял. Дочке Роксолане сейчас 12 - перечитывает Табачника. Параллельно - "Чарли и Шоколадную фабрику" англичанина Роальда Даля. Любит Владимира Руткивского, Александра Гавроша.
От себя добавила бы к современным текстам в 5 классе книгу "Йорген + Анне = Любовь" норвежской писательницы Вигдис Йорт. Близка современным детям, затрагивает много проблем, которые стоит обсуждать с ними.
Очень хорошая идея перенести "Маленького принца" в программу 8 класса (изучали в 6-ом - "ГПУ"). Там эта книга будет значительно полезнее". Песня о Гайавате" - классика. Но лучше ее изъять. Это для исследователей и историков она является каноном. А дети хотят текстов другого плана. Тем более, шестиклассники. Их нужно заинтересовать и привлечь к чтению.
Русская литература осталась в таком же объеме. Абсолютно неадекватном к своему месту в мировой литературе. В какой стране мира еще изучают Пушкина и Лермонотова? Я уже молчу о Грибоедове, Одоевском, Распутине и еще двух десятках авторов.
Видел материал о возмущении педагогов из Сумщины, Одесчины. Считают, что программу необходимо существенно дополнить русской литературой.
- Надо спокойно объяснять таким учителям, что предмет "Мировая литература" - не русская. Мир у нас огромный. Может, надо тем учителям купить карты в кабинет. Я буду всегда стоять горой за педагогов, которые идут в ногу с учениками. Посещают "Книжный арсенал" в Киеве или "Форум издателей" во Львове. Сколько бы мы не называли наше образование социальным, родители школьников всегда на что-то сбрасываются. На уборщиц, лампочки в туалете, обои, ремонты, потому что государство бедное. Если каждая семья даст 40 гривен, мы уже беднее, чем есть, не станем. Но будем знать, что это на хорошую книгу в школьную библиотеку.
Есть нежелание учителей ознакомиться с новым материалом. Или посмотреть, чем интересуются дети. Они выберут себе хорошую книгу. Им надо дать этот выбор. Учителям также следует эти книги перечесть. По русским очень просто учить, потому что они давно разработаны методистами. А с новым материалом надо работать самостоятельно. Ввела бы в школе "Вредные советы" Григория Остера. Это прекрасный русский писатель (родился в Одессе - "ГПУ"). Охотно разработала бы методику для его произведений для 5-го класса. Мы детей выпускаем в мир именно через мировую литературу. Не надо ограничивать их границами.
Современные подростки читают Дениэла Киза, Стивена Кинга, Дэвида Брауна. Углубляются в психологическую литературу. Они в 15-17 лет - уже старые деды, образно говоря. Потому что мудрее своих учителей, которые хотят оставить тот большой пласт русской литературы. В общении с современными детьми мы не должны стесняться говорить, что чего-то не знаем. Нельзя делать урок литературы таким, каким был. Потому что он нас убил как читателей. Не можем повторять ошибок, если хотим чего-то достичь в этой стране.
Как относитесь к предложенной Минобразования разгрузке школьной программы?
- Здесь чистая психология. У учеников столько занятий. Еще и каждая мама пытается того ребенка записать на танцы или спорт. Если пятиклассник сумеет самостоятельно прочитать три книги не по программе, то надо благодарить того ребенка и говорить, какой он молодец.
Если на Востоке прочитают Зирку Мензатюк, Галину Пагутяк, Владимира Руткивского, то через пять лет будем иметь еще лучшее поколение. И еще больше единомышленников на тему, как расти и строить эту страну. Не обязательно, чтобы книга нравилась учителю. Главное - ученику или хотя бы пяти в классе из 30.
Комментарии