– Ненавижу попсу, – бандурист в третьем поколении Юлиан Китастый, 61 год, целится невидимым ружьем на громкий динамик над головой.
– Ба-бах, – в шутку имитирует выстрел.
Встречаемся в кафе возле метро Дружбы народов. В Киев Юлиан прилетел из Торонто. Недавно стал руководителем Канадской капеллы бандуристов.
Рассказывает, что родители познакомились в Детройте.
– Мать родом из Сум, по специальности архитектор-искусствовед. Отец с Полтавщины, работал инженером. Много лет играл в капелле бандуристов им. Тараса Шевченко в Детройте. Коллектив создали в 1941-ом в Киеве из участников бывшей Государственной образцовой капеллы бандуристов. В той довоенной капелле играл дед Иван. Дядя Григорий Китастый был заместителем дирижера. Во время Второй мировой бандуристов вывезли в Третий Рейх. Преимущественно выступали в лагерях остарбайтеров из Украины. В 1945-м оказались в американской зоне оккупации. Отцу в 14 лет сделали документы студента капеллы. Это был его путь на Запад, обратно возвращаться не хотел. Жил в лагере переселенцев. В США попал 21-летним.
Были ли различия в отношении к бандуре в диаспоре и в Советской Украине?
– Бандуры из союза в Северную Америку массово начали привозить в 1960-ые. Не знаю даже, был ли официальный экспорт, при содействии диаспоры. В Детройте достать дешевую черниговскую бандуру было несложно. Стала стандартным инструментом для детей "военных переселенцев", которые хотели воспитывать поколение, рожденное в США, в украинской культуре. К тому времени эмигранты играли на самодельных бандурах. Еще в 1946-м в лагере для переселенцев в Германии создали мастерскую. Изготовленные инструменты были подобны бандуре Гната Хоткевича 1929 года. Хоть и не точной их копией. Хоть советские не обязательно нравились, мой дядя Григорий Китастый использовал их для занятий со студентами. Других тогда не было. Но никогда не брал в инструментарий Капеллы.
В Советском Союзе народную музыку, с одной стороны, пытались отрезать от корней. С другой, серьезные бандуристы хотели показать, что инструмент может сыграть все. Что и завело их в ложное русло. На бандуре, извините, не все получается. Каждый инструмент надо использовать в определенных параметрах, возможностях, традициях.
Бандура – это не один инструмент. Имеет много вариантов. В СССР ее свели к одному экземпляру. Что и обернулось искусственностью.
Когда впервые увидел ноты, изданные в советской Украине, подумал, что для какого-то другого инструмента. В США бандуристы старались не терять связи с кобзарскими традициями начала ХХ века.
Чем отличаются инструменты?
– Те "черниговки", которые до нас доходили, имели 55 струн. На них не хватало механизма для перестроения. Так трудно что-то сыграть вне нескольких тональностей.
Харьковский способ игры на бандуре разработал Игнат Хоткевич. Инструмент держают так, чтобы можно было легко играть обеими руками в целом диапазоне. Сохранились кадры, где Хоткевич играет роль слепца-кобзаря в кинофильме "Назар Стодоля" 1936 года. Видно, что овладел своим инструментом полностью.
Харьковская бандура хорошо подходит для театра. В спектакле "1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки" актеры работали со стихами сборника "Вместо сонетов и октав" Павла Тычины под сопровождение бандуры. Убедился, что это отличный инструмент для аккомпанемента живого слова. Природа звука щипкового инструмента "втягивает" слушателя и заставляет внимательно слушать. Спектакль поставила Вирляна Ткач. "1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки" получил премию малых инновационных театров Нью-Йорка в номинациях "За лучшую музыкальную постановку, мюзикл" и "За лучшую оригинальную музыку". Спектакль посмотрели много людей, которые не имели никакого отношения к Украине.
Объясняете американцам, что такое бандура?
– Приходится. Зависит от публики. Если это музыкально осведомленные люди, им интересно больше узнать об инструменте, как построен и что на нем играется. Жалеют, что раньше не знали о нем.
Спектакль о дружбе Тараса Шевченко и афроамериканского актера Айры Олдриджа делали, чтобы приблизить наши культуры?
– Так. На 200-летие Кобзаря в 2014-м привозили американских актеров в Киев и Одессу. В спектакле "Темная ночь. Ясные зори" говорится о том, как Шевченко и Олдридж встречались в доме графа Толстого в Санкт-Петербурге в течение двух зимних месяцев 1858 года. Поэта как раз освободили из ссылки, а актер гастролировал по России. Не зная языка друг друга, они подружились. Вероятно потому, что оба чувствовали себя художниками в изгнании. Шевченко, арестованный за стихи, до конца жизни носил клеймо малоросса. Олдриджу не было места в известных театрах на родине. Для тогдашних американцев чернокожий актер был позором. Оба были признанными мастерами своего дела, но для общества этого всегда мало.
Почти одного возраста, они одинаково потеряли матерей в 9 лет.
Я на сцене исполняю кобзарский репертуар.Также для спектакля нашли в Нью-Йорке музыку, исполнявшуюся в той церкви, где отец Олдриджа был проповедником. Это была первая афроамериканская община в городе.
На каком инструменте исполняете кобзарский репертуар?
– В песнях слепцов-кобзарей XIX – начала ХХ веков использую 21-струнную старосветскую бандуру. Глубже историей, традицией инструмента заинтересовался в конце 1980-х. Повезло при первых поездках в Украину встретиться с Георгием Ткаченко.
Он был последним представителем Слобожанской кобзарской традиции. Учился непосредственно у слепцов. Мой коллега из Австралии Виктор Мишалов тоже учился у Ткаченко. Привез в Америку репродукцию кобзарской бандуры. Раньше я видел записи фольклористов, транскрипции Филарета Колессы, но не мог понять, как исполнялся этот репертуар. Но когда взял кобзарскую бандуру, все стало на свои места.
Когда прочитал интервью с японским композитором. Тот пытался писать новую музыку для старинных инструментов, где вообще никакой школы не сохранилось. Говорил, что прислушивается к инструменту, потому что он имеет память.
Для своего репертуара сначала выбирал преимущественно исторические песни. Что-то выучил от отца и дяди, что-то нашел в сборниках и перевел на черниговскую или харьковскую бандуру. Но кобзарский инструмент сразу внес свои коррективы. Он нуждается в другом музыкальном мышлении. Не приспособлен к западной гармонии.
Как ни странно, но именно эти уроки от кобзарской бандуры привели меня к экспериментальному авангардному музицированию. Также понял, как можно играть с музыкантами совершенно иных традиций со всего мира. Если встретишь глубокого знатока, с ним легко найти общий язык. Делал проекты с китайскими виртуозами лютни пипа, мастером игры на смычковом инструменте моринхури из Бурятии, еврейскими, индийскими музыкантами.
Комментарии