27 января скульптору и художнику Ивану Гончару исполнилось бы 95 лет. В музее Гончара презентовали первый том альбома работ Ивана Макаровича "Украина и украинцы". Всего же обещают издать 18 томов.
В первом томе собраны уникальные фотографии конца ХІХ — начала ХХ века, которые Гончар собрал во время экспедиций по Украине. На каждом из 160 листов — зарисовки фрагментов традиционного орнамента: на посуде, полотенцах, ларях, коврах, писанках из Подолья, Надднепрянщины, Буковины, Кубани.
Сын художника, Петр Гончар, 56 лет, — также художник. В настоящее время он руководит музеем. Рассказал, что во время этнографических экспедиций его отца несколько раз арестовывали.
— В одном селе учительница написала заявление в милицию, вроде бы в колхозе появился иностранный шпион?-агитатор, который расспрашивает крестьян о прежних временах и о господах. Советская власть делала такие провокации сознательно — "для профилактики".
Первый том альбома Гончара издал директор типографии "Оранта" 40-?летний Павел Сачек на свои деньги. Никакой спонсорской или государственной помощи проект не получил. Издатель рассказал "ГПУ", что теперь хочет как можно шире презентовать альбом в Харькове и во Львове.
— Может, какой-?то меценат профинансирует следующие тома, — сказал пан Сачек.
Говорит, что уже договорился с компанией "Оболонь" и несколькими коммерческими банками — они закупят дорогое издание, чтобы дарить его иностранным партнерам. Еще надеется, что "Фонд 3000" Екатерины Ющенко, 44 года, распространит часть тиража по краеведческим музеям.
Во время этнографических экспедиций Гончара несколько раз арестовывали
На торжествах присутствовал министр культуры Игорь Лиховой, 48 лет. Он заверил, что в бюджете будут средства на издание книгоиздание — нужно только подать заявку на участие в тендере. До конца праздника министр недобыл. У дверей какой-?то усач в зеленой куртке пытался его задержать.
— Не могу, — извинился тот. — Опаздываю в оперу — на премьеру "Моисея" Мирослава Скорика. Опять придется переодеваться в машине...
Писатель Николай Кагарлицкий, 69 лет, вспомнил, как когда-?то, еще в 60-?х, встретил Гончара на Певчем поле. Там вместе с Ниной Матвиенко, 58 лет, они пели веснянки. Пани Нина — невестка Ивана Гончара: она замужем за его сыном Петром.
Матвиенко пришла на праздник в длинной вышитой белым по белому сорочке, которая выглядывала из?-под темной юбки, расшитой цветами. Ее шею украшал гердан (украшение из бисера), а голову — белый обруч. Настоятель одной из киевских церквей, отец Всеволод, подарил Нине Митрофановне букет белых роз.
Зал был переполнен: люди стояли при входе, под стенами. Счастливчики сидели на деревянных скамьях. Режиссер Сергей Проскурня, 48 лет, пришел в черном костюме, в котором был на концерте группы "Браты Гадюкины" во Дворце спорта. Брюки заправил в высокие военные ботинки.
— Это парадная форма офицера британской морской пехоты времен Второй мировой. Из настоящего английского сукна, — с гордостью рассказал он "ГПУ". — Очень удобный и красивый наряд. Его мне пошили костюмеры Черкасского драмтеатра. Я люблю одевать военные вещи, особенно когда нужно заглянуть в Министерство культуры.
Проскурня тоже ушел немного раньше. На выходе его перехватили официантки в вышиванках и не отпустили без рюмки и пирожка с капустой. Гостей угощали также пирожками с вишнями, маком, картошкой и грибами. Официантки разносили на подносах белое и красное вино, а также водку с перцем.
Петр Гончар рассказал, что планирует расширить экспозицию, создать в музее театр фольклора и народного обряда и проводить мастер-студии по народным искусствам.
— Нам недостает помещений, — пожаловался. — Вместе с музеем в этом доме до сих пор ютится общежитие Минобороны.
— А сколько человек у вас в штате? — интересуюсь.
Я люблю одевать военные вещи, когда нужно заглянуть в Министерство культуры
— Сорок.
31?-летний Руслан Павлюк — старший научный сотрудник Музея Гончара.
— Получаю 330 гривен, — рассказал он. — А подрабатываю ночным охранником.
Руслан очень колоритен: с оселедцем, казацкими усами и золотой сережкой в левом ухе.
— Тебя не приглашают сниматься в исторических фильмах или рекламе? — спрашиваю.
— Приглашают, но я не приглашаюсь за те копейки, — ответил.
К нему почти впритык подошел фотограф и щелкнул.
— Старик, сотри! — схватил его за руку Руслан. — Пока не сотрешь — никуда не пойдешь! Не хочу, чтобы на мне зарабатывали, — объяснил. — Как-?то увидел свою фотографию в одном российском журнале. Я там сидел, подперев голову, а подпись гласила: "Украина приуныла".
Уже уходя, поинтересовался возле книжной раскладки, сколько новых альбомов Гончара купили.
— Привезли 12 экземпляров и все продали, — сказала продавщица. — Каждый по 150 гривен.
Комментарии