С 33?-летним киевлянином Иззетом Аблязовым, крымскотатарским регги?музыкантом, мы встретились в его частном домике на Сырце. Иззет сидит на кровати в просторной гостиной и курит. Он редко встает — еще в марте прошлого года в Симферополе музыкант попал в автомобильную аварию и получил переломы ног.
Второй альбом Аблязова "Reggalia" состоит преимущественно из регги-?обработок крымскотатарских народных песен. Его он записывал, сидя в коляске. В студию Иззета заносил на руках отец, 58-?летний Валерий Иззетович, директор музыкального проекта.
Аблязов глубоко затягивается папиросой.
— Все, что я слушаю или играю, похоже на регги. Может, потому что самая характерная черта этого стиля — искренность, — рассуждает он.— Это присуще и крымским татарам. Наверно, это как?-то связано с их исторической судьбой. В XX веке музыка была единственным носителем культуры этого народа. Наше искусство очень эмоционально — как и регги.
А еще Иззет увлекается африканской музыкой.
— Ведь там тоже мусульмане, суфии, — говорит он. — К сожалению, африканские музыканты у нас почти неизвестны, но это, поверьте, мастера наивысшего качества!
Аблязов — татарин лишь на четверть.
— Другие три четверти - это украинцы, русские и финны, — смеется он. — Но я идентифицировался с татарами. И хорошо чувствую себя в этой этнической нише. Кстати, крымские татары полиэтничны: в наших жилах течет кровь разных народов, населявших в свое время Крым.
Я покупал у татар еду, жил у них, записывал их песни
Ислам Иззет принял в возрасте 31 года.
— Я был крещен, но в христианстве не смог найти ответов на многие вопросы: что есть Бог, что есть пророк, что есть человек, — объясняет он. — Ислам дал мне исчерпывающий ответ на эти вопросы.
Татарский язык он выучил сам. Сначала — по учебникам.
— Потом ездил в Крым, покупал у татар еду, жил у них, записывал их песни, — рассказывает музыкант.— Татары исправляли мои языковые огрехи.
Интересно, что в группе "Иззет" играют не только крымские татары, но и украинцы, и русские.
— Заинтересовать ребят этой музыкой и кое-?чему их научить — такой была моя задача, — не без гордости говорит он.
Музыкант считает, что неудачных выступлений группы за два года ее существования не было.
— Мы только раз выступали перед крымскими татарами. Прием был неплохим, но... холодным. Люди были ошарашены, не знали, как к этому относиться. Зато мою музыку положительно оценивает крымскотатарская элита, — хвастается он.
— А как воспринимают вас украинцы?
— Обычные украинцы или ничего не знают о крымских татарах, или имеют о них искаженное представление. Когда нас объявляют в Донецке или Белгороде-Днестровском, можно услышать возгласы "фу". А в Западной Украине, напротив, встречают тепло. Там ценят то, что мы поднимаем свое, а не подстраиваемся под вкусы публики, и не гоним российскую попсу, — на последних словах Иззет кривится.
Прощаясь, он говорит, что свою миссию видит в том, чтобы вернуть крымским татарам то уважение, которого они достойны. Да и "иззет" в переводе с крымскотатарского значит "уважение".
Комментарии