Ексклюзивы
пятница, 13 ноября 2015 07:55

Репрессированных поэтов помянули чаем из чабреца

 

— Каждый год мы собираемся у дома "Слово", чтобы вспомнить трагические дни и тех людей, — рассказывает радиожурналистка, организатор акции ко дню репрессированных деятелей искусства 52-летняя Виктория Склярова. 3 ноября в Харькове провели акцию "Поезд 3–4–5 Харьков — Сандармох — и опять Харьков". В этом году к событию приобщились около 150 человек. Их провели от основанного Лесем Курбасом театра "Березиль" до Литературного музея. Всего харьковчане посетили в городе девять мест, связанных с культурными событиями 1920–1940-х годов.

— 1930-е начались для Харькова с процесса СВУ. Остановили политику украинизации, стали репрессировать украинцев. Выдумали организацию — Союз освобождения Украины. Безосновательно обвиняли интеллектуалов. Мол, те хотят бороться против Советского Союза. Людей в Харькове арестовывали, в Киеве — психологически истязали. А затем распространяли билеты на представления, которые устраивали в бывшем оперном театре, нынешней филармонии. В присутствии зрителей вынуждали оговаривать себя и родных. Юрий Шевелев в мемуарах "Я — мене — мені..." вспоминает, как однокурсница дала ему приглашение на то "представление". Пришел, увидел, как двое мужчин сломались, а хрупкая женщина — нет, не признала вину. Подсудимых угощали пирожными с кремом, и они не могли отказаться, потому что это были элементы "представления", — рассказывает Виктория Склярова.

Путешествие длилось несколько часов.

— В полшестого остановились возле Зеркальной струи, рядом с которой стояла элегантная церковь Святых Женщин-Мироносиц. С нами был внук настоятеля этого храма, 77-летний пан Георгий. В архивах он нашел ее изображение и сам прочитал воспоминания Юрия Шевелева о том, как на его глазах в 1930-м церквушку разрушили взрывом.

Больше всего зрителей пришли к Литературному музею. Почти 100 харьковчан слушали стихотворения Сергея Жадана и Анны Яновской. Гостей угощали отваром тимьяна и сухариками из черного хлеба, которые любили поэты 1930-х.

Последним пунктом путешествия стал дом "Слово" на ул. Культуры, 9. В 1930-х в нем жили писатели. Большинство из них были репрессированы или казнены. Экскурсовод Ольга Черемская принесла с собой пенсне Павла Тычины и колокольчик, который звенел в квартире Майка Йогансена.

— В музее это всего лишь экспонат. А здесь, возле дома поэта, это что-то трогательное, — говорит Виктория Склярова. — Среди гостей экскурсии была бывшая жительница дома "Слово". Рассказала, как, получив помещение, семья сразу начала ссориться между собой. Они не знали, что это тот дом, где покончил с жизнью Николай Хвылевой. Постепенно из-за дрязг все члены семьи разъехались, даже в разные города и страны. Вот так раскалывали в 1930-х наше общество. Последствия этого мы ощущаем до сих пор. Примером является война на Донбассе.

Сейчас вы читаете новость «Репрессированных поэтов помянули чаем из чабреца». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть