В Киев на фестиваль "Анимакрок" приехал 59-летний эстонский мультипликатор Прийт Пярн. По образованию он биолог. В 1978 году первый фильм Пярна "Зеленый медвежонок" победил на международном кинофестивале в Варне, хотя шел вне конкурса. С того времени Пярн — европейская звезда.
— Как-то в Таллинне остановил полицейский за превышение скорости, — рассказывает Пярн. — Глянул на мои права, вернул их и говорит: "На, сам себе квитанцию для штрафа нарисуешь".
На мастер-класс мультипликатора мы не попали. Суровая пани сказала, что некрасиво опаздывать даже на пять минут, и не пустила в зал. Но спустя некоторое время мы пересеклись с эстонцем в кофейне "Вавилон", в Доме кино. Он сидел в компании с директором кинопрограмм "Анимакрока" Наталией Лукиных, 50 лет, и гендиректором Ириной Капличной, 60 лет. Они потягивали водку и коньяк.
Пярн — редкий гость в Украине. В последний раз был в Киеве в 1984-м.
— В начале 90-х, когда начали закрываться студии в Польше, Чехии, бывшем СССР, в Эстонии все оставалось по-старому, — рассказал он "ГПУ". — Как делали час в год, так и делаем. Анимацию финансируют из двух источников — государственного бюджета и фонда, где аккумулируют поступления от продажи табака и алкоголя.
Я вспоминаю, что в детстве любил сказки эстонского писателя Эно Рауда — о Муфте, Полботинке и Моховой Бороде. Пярн очень сожалеет, что мультипликатор Аво Пайстик, 69 лет, снявший мультсериал о Моховой Бороде, сейчас не работает.
Он странный человек. Ударился в какую-то религию и открестился от мира
— Он странный человек. Ударился в какую-то религию и открестился от мира.
Сам Пярн — невысокий крепкий мужчина, седой, с усиками и в очках.
— После краха советской системы мощная киностудия "Таллиннфильм" распалась на несколько мелких, — говорит он. — Одну из них, "Эсти-Юонисфилм", возглавил я. В штате нас только девять человек, снимаем детские сериалы и рекламные ролики. Денег это не приносит, а лишь удовольствие, — смеется он.
Пярн преподает основы анимации в академии искусств финского города Турку. В Финляндии проводит неделю в месяц. Замечает, что работать нужно в дорогой стране, а жить — дома. Хвастается, что конкурс в его класс — 18 человек на место.
— А я даже художественной школы не заканчивал, — улыбается.
Пярн родился в Таллинне, в семье железнодорожников. В детстве жил в маленьком местечке Тапа.
— Почти все мои одногодки были выходцами с России. Это было после войны, и им вколачивали в голову, что эстонцы — фашисты, — он немного помолчал. — Я ходил в эстонскую школу и ездил в Таллинн на самбо. А те мои детские друзья впоследствии почти все плохо закончили...
Пярн говорит, что в кино его привел спорт. В 23 года он работал каскадером в историческом фильме "Последняя реликвия". А вечером рисовал карикатуры, которые печатал в спортивных журналах. Параллельно с этим делал карьеру научного работника. Шесть лет работал в ботаническом саду. Но как-то попал на студию, и в науку больше не вернулся.
— Как вы относитесь к анекдотам об эстонцах? — спрашиваю.
— Русские анекдоты о "горячих эстонских парнях" приходят к нам из Латвии. Мы их тоже любим, поэтому переделываем в анекдоты о финнах. Потому что эстонцы на самом деле очень быстрая нация. У нас много чемпионов по авторалли и лыжным гонкам.
В завершение режиссер говорит, что в его роду были и шведы, и украинцы.
— Мой дед был белогвардейцем. Родился он в Украине.
Комментарии