"Длинным лицом я напоминаю Гоголя", — говорит актер столичного Молодого театра Алексей Вертинский, 53 года. Садится в мягкое кресло в фойе возле сцены. На стенах висят фото актеров. На фотографии у Вертинского прическа "ежик" — взъерошенные седые волосы.
В театре актер работает 12 лет. Десятый год играет Хлестакова и Сторожа в спектакле "РЕхуВИлийЗОР". Спектакль — смесь пьес "Ревизор" Гоголя и "Хулий Хурина" Николая Кулиша. В постановке задействована вся трупа.
— Все удивлялись, зачем это роль юноши мне отдали. Хлестаков — это же молодой хлюст, а мне уже за сорок было, — потирает лысину Вертинский. На каждом пальце — серебряное кольцо, в ушах — две разные сережки. — Я могу играть всех: Хлестакова, охранника или чайника. В спектакле жители маленького городка ищут могилу мифического героя Хулия Хурини и принимают ревизора.
Сложно играть одновременно две роли?
— Не-а! — мотает головой. — Специально роли не отбирали. Сначала представили Хлестакова почему-то во фраке. Подумали, что во фраке можно сыграть и охранника на кладбище. Он же каждый день на поминки ходит, вынужден носить что-то черное и официальное.Идея с костюмом ваша?
— Леночки Богатыревой — художника по костюмам. Любившего понты Хлестакова одела во все большое. У меня шапка такая полуметровая черная, как у Наполеона, и большая золотая кругляшка на ней, величиной с мою голову. Не даю советов костюмерам. Люблю, чтобы они меня сами одевали.Рассматривает свое оторажение в зеркале, которое двое мужчин в рабочей одежде выносят в фойе. Поправляет узкие джинсы с двумя кожаными ремнями от дизайнера Келвина Кляйна. На ногах синие туфли и красные носки.
— Во время Недели моды ходил на показ Виктории Гресь. Мы с ней друзья. Когда я в конце 80-х играл в ужгородском театре, работала там костюмером. Одевала меня как куклу: то атласные штанишки в полосочку, то плащик в клеточку. Я — ее любимая модель. Всегда на ее показах слоняюсь.
Меня как не маразм, то склероз одолевает
Мимо проходит звукоинженер — невысокий мужчина с длинными кудрявыми волосами, собранными в хвост.— Галя, стань возле березы, я тебя щелкну, — говорит тот, имитируя голос Вертинского, и сразу пискляво прибавляет: — Ой, Иван, я боюсь! — Глупая, я вчера твою мать щелкнул — и ничего. — Ах ты ж гад! — Та чего ты? Я ж аппаратом. — Чтобы он тебе отсох!
— Шутить изволите? — смеется Вертинский. — Почему-то все такие веселые. Зарплату дают?
— Да где там, — инженер прячется за дверью зала.
— Вот гады. Уже второй месяц ни х..ра, — жалуется актер. — Наш дорогой мэрчик думает, что мы не люди. Говорит, век тому назад актеров за забором кладбища хоронили. Гоголь тоже был психически больной. Все мы немного придурковатые, но Черновецкому он даже в долю не падает, — крутит пальцем у виска. — Николай Гоголь был гением. Разве нормальному человеку может прийти в голову сжечь рукопись? Но тексты его легкие и доступные. На презентации книжки "Миргород" к 200-летию Гоголя я читал отрывок из "Записок сумасшедшего". Гонорар не платили, только книжку подарили. Читаю, вдруг чувствую — слеза покатилась. Все думают: "Офигеть, какой актер". А я думаю: "Офигеть, какой Гоголь".
Когда идут спектакли по Гоголю, мистика случается?
— Текст очень часто забываю. Старческие болезни дают о себе знать. Меня как не маразм, то склероз одолевает. Я тогда импровизировать начинаю. Сюжет спектакля знаю, поэтому могу все своими словами. Актеры потом минут десять в себя приходят, ни слова не произносят. После спектакля говорят: "Алешенька, ты не обижайся. Мы поняли, что ты текст забыл. А молчали, чтобы внутренний смех подавить".Россияне считают Гоголя своим писателем.
— Да пошли они! Я сегодня утром себя синим троллейбусом считал. Что же мне, в депо бежать?
Комментарии