— Харьковский художник Гамлет Зиньковский привез на выставку ржавые двери. Изобразил на них человека с длинной тенью позади. Рядом подпись — "Прощай, прошлое!" — рассказывает искусствовед Оксана Баршинова, 40 лет.
В киевском художественном музее открылась выставка "Город ХА". Экспонирует работы нескольких поколений харьковских художников, начиная с 1920-х.
— В 1980-х годах в Харькове жил экономист Олег Метасов. Разрисовал собственную квартиру, лестничную клетку, наружные стены дома надписями. Чаще всего встречалось слово ВАК — Высшая аттестационная комиссия. По легенде, мужчина сошел с ума, когда потерял текст своей диссертации. Надписей сохранилось мало. Харьковский художник Павел Маков представил серию фотографий, где изображены все, — продолжает Оксана Баршинова.
Один из трех залов выставки посвятили харьковскому Госпрому. 13-этажное здание построили в 1928-м.
— Это колоссальное сооружение нового типа на центральной площади, первый отечественный небоскреб. Строили его с помощью примитивной техники, почти вручную. Госпром — образец харьковского конструктивизма. Художники думали, как применить открытия в визуальном искусстве. Как стать общественно полезными. Считали, что архитектура не просто должна быть целесообразной, удобной, функциональной — как это было в то время на Западе. Должна была формировать нового человека. Проектировали фабрики-кухни, детские садики. Конструктивисты, в частности выдающийся харьковчанин Василий Ермилов, являются родоначальниками того, что мы сегодня называем дизайном.
Харьковское неофициальное искусство сформировалось после Второй мировой. О нон-конформистах писал Эдуард Лимонов в романе "Молодой негодяй". Описывал харьковских художников, которые устраивали уличные выставки. Их преследовало КГБ. Центральная фигура — Вагрич Бахчанян. Изображения дополнял ироническими подписями. Исследовал, как идеология советской власти влияла на сознание.
Харьковская школа социальной фотографии возникла в конце 1960-х. Фотографы обращались к темам, запрещенным в советские времена. Экспериментировали с техническими средствами — делали коллажи, наложения пленки.
Из-за отсутствия студий в СССР полигонами творчества для фотохудожников стали собственные малометражные квартиры. В 1980-х на Западе начался бум советского искусства. Работы харьковских фотографов стали шоком. Не ожидали настолько нового, артистического, концептуального.
Выставка "Город ХА" в киевском художественном музее будет длиться до 18 февраля.
Комментарии