70-метровая очередь выстроилась у ворот столичного "Художественного Арсенала" в пол десятого вечера 30 июля. Здесь до трех утра длится "Ночь Арсенале" - закрытие первого киевского биеннале современного искусства. Вход стоит 20 грн - вчетверо дешевле, чем обычно.
По двору "Арсенала" в синей льняной рубашке ходит киевский скульптор Олег Пинчук, 52 года. Его работы на биеннале не представлены.
- Предложил провокационный проект "Пинчук-арт-шит", - говорит художник. С английского это переводится как "Художественное дерьмо Пинчука". - Итальянский художник Пьеро Мандзони в 1961-м наложил 90 баночек экскрементов, закупорил их и продавал. За грамм экскрементов - грамм золота. У меня есть выгребная яма. В нее влезает 5 тонн - целый дерьмовоз. Я предложил это выставить здесь. Организаторы, по-видимому, испугались, - смеется. - Биеннале показывает, как развивается мировое искусство. Кому нужны эти куски маминого мыла, составленные в тумбочку каким-то художником? Но это свобода и возможность выразить свое мнение.
Со сцены раздается джаз. Посетительницы в вечерних платьях пьют из запотевших бокалов белое вино со льдом. За их спинами во дворе "Арсенала" клонится от ветра надувной лотос корейского художника Чой Джонг Хва. На открытии биеннале в мае он был золотым. За два месяца на солнце выцвел до серебряного цвета.
- В Венеции он был белым, в Пекине на Олимпиаде - желтый. Здесь хорошо вписывается рядом с золотыми куполами Лавры, - говорит куратор специальной программы биеннале Александр Соловьев, 54 года. - Художник заберет его отсюда. Лотос легко сдувается.
Главную награду биеннале и $20 тыс. присуждают британке 68-летней Филлиде Барлоу. На награждение художница не приехала. Ее работа "Расщелина" достигает потолка и напоминает леса. Высотой 7 м, в ширину - 14. Барлоу использовала дерево, войлок, сетку, цемент. Скрепила их между шести колонн в зале "Арсенала".
- Сейчас в мировом искусстве люди увлекаются объемными, интерактивными вещами, - рассказывает Александр Соловьев. - Например, японка Яйой Кусама сделала розовую комнату в черный горошек. Внутри будто огромные божьи коровки. Чигару Шиота в работе "После мечты" оплела сплошной паутиной комнату, а внутри повесила огромные белые платья. Искусство живет в эпоху спецэффектов. Художники поняли, что не могут соревноваться с фотографами в реалистичности. Поэтому должны искать другие пути.
За два месяца биеннале посетили 120 тыс. человек. "Арсенале" обещают провести опять через два года.
240
часов работал над фреской "Немецкие клещи - Революция Махно" греческий художник Стелиос Фаитакис. Длиной она около 16 м. На фреске Нестор Махно скачет на коне на фоне Чернобыльской атомной электростанции.
Комментарии