
- Ты почему не на пленарном заседании? Украина погибает, а ты по магазинам ходишь, - говорит 37-летний поэт Сергей Жадан нардепу Олесю Донию. Вечером 23 апреля тот сидит в зале киевского книжного магазина "Є". Поэт представляет сборник "Огнестрельные и ножевые". Книгу издал харьковский "Клуб Семейного Досуга", стоит 32 грн. Напечатали тиражом 10 тыс. экземпляров.
Первые читатели приходят за полтора часа до выступления Жадана. Мест на стульях не хватает. Устраиваются на входной лестнице, чтобы издалека видеть сцену. Книги раскупают за 15 мин. до начала.
18-летняя Оксана Иващенко из Нежина учится в Киеве на биотехнолога. Пришла в магазин с подругой-землячкой. У обеих в руках сборник. Успели занять места в последнем ряду.
- Года два Жадана читаю, еще с лицея, учителя советовали, - говорит Оксана Иващенко. - Старенькие учителя больше Линой Костенко интересуются. Конечно, в метро его не почитаешь. Там шум отвлекает. Читаю перед сном, в тишине. Потом сны интересные вижу. Какие - не скажу. Мое любимое стихотворение Жадана: " Весна виникала, де тільки могла: трава на фронтонах, дощі і сухоти, і тепла бруківка. Весна була зла...", - девушка цитирует текст Юрия Андруховича.
- Нас можно немножко назвать его поклонницами, - продолжает. - Я не очень болезненно восприняла, что Жадан недавно женился. Он практически ровесник моих родителей. Целый день думала: хоть бы не забыть сегодня фотоаппарат. Надо сфотографироваться с ним.
Жадан час читает новые и еще неизданные тексты. Они про харьковский велосипедный завод, бердичевских евреев и депутатов. В паузах пьет коньяк из пластикового стаканчика.
- Кто из современных украинских писателей на вас больше влияет? - спрашивают поэта из зала.
- Кокотюха. Сегодня утром 15 минут на меня влиял под кинотеатром "Спутник". Там в баре делают "отвертку", и он пытался меня туда затащить.
Спрашивают, как он относится к писательским гонорарам Виктора Януковича.
- Есть на что равняться. Теперь думаю, может, зря издал сборник в "Клубе Семейного Досуга", - смеется. - Надо было в Донецке печатать. Гонорары и тираж были бы больше. Главное, целевая аудитория моя. Всегда приятно, когда есть сильный лидер, на которого можно ориентироваться.
Зал смеется.
- На самом деле мне было интересно поговорить о том, что с нами происходит. Чтобы это не выглядело, как криминальная хроника. Большинство увиденного в утренних новостях нам уже где-то встречалось. Сложилось впечатление, что я читал это в Новом и Ветхом Заветах. Этот сборник - это шансон с человеческим лицом.
Киевская поэтесса 30-летняя Богдана Матияш читала сборник еще в рукописи.
- Это - одна из его самых мягких книг. В ней очень много любви, какой-то очень нежной, - говорит Богдана Матияш. - Нельзя говорить, что Сергей женился и что-то изменилось в его творчестве. Он постоянно об этом пишет, но по-разному. Криминоген и любовь, страшные истории и любовь. А здесь много деликатности. Понравилась поэтическая антология "Метаморфозы", которую составил Сергей. Виктор Неборак там хорошо написал: "Настоящий поэт - это безумец. Ведь он пишет о том, о чем другие люди молчат и о чем он сам предпочел бы молчать".
Комментарии