- Я свой Майдан здесь сделал, в мастерской. Им и живу. У меня постоянно "5 канал" работает. Не то, что телевизор, а стены горячие, - черкасский художник Николай Телиженко, 62 года, встречает на пороге собственной мастерской. Замечаю, что немного отпустил седые волосы. - Хочу сделать оселедец.
В комнате чувствуется табачный дым, везде развешенные эскизы. Одну стену украшают старинные иконы.
- Уже третьего Майдана не будет. Или станет Украина такой, как мы хотим ее видеть, или все. Живем сейчас в мафиозном коррумпированном государстве, и все это видят: от пенсионера до первоклассника, - художник подводит к столу с вышивкой "Огни на Майдане".
- Сделал 3 декабря, после событий с разгоном Майдана и избиением студентов. Это вторая работа, посвященная Руслане. Первую сделал, когда она с Евровидения приехала. Это ее второй подвиг. Гимн, который звучит ежедневно на Майдане, - это ее победа. Мужчинам обычно камни бросать и стоять на баррикадах, а она их зажигает, вдохновляет Майдан, - художник закуривает. - На вышиванке создал символ Майдана. Хоть мне он и не нравится, но народ его воспринимает. А от этой статуи расходятся круги - круги независимости. Так, как бросишь камешек в воду, и кольца разрастаются. Мне кажется, так и наша независимость - нарастает.
Вторую работу посвятил Михаилу Гаврилюку, которого раздели силовики. Называется "Казак Михаил, "беркутня" и всякая чертовщина".
- На следующий день сделал, когда увидел, как издевался над ним "Беркут". Если тебе дан меч или дубинка, это не значит, что ты можешь издеваться над таким же. Что такое "беркут", милиционер? Это человек, который не хочет работать. Если раньше милиция была рабоче-крестьянской, то сейчас она просто крестьянская. Ребята из сел знают: 20 лет отслужит, обрастет "своими" влиятельными друзьями. Не пойдет больше корову доить. А за жизнь и книгу не прочитал, кроме букваря. Спросите их, что такое "Кобзарь". Михаил сделал немалый подвиг, выдержав все то, - продолжает Николай Матвеевич. - Филарет сказал, что казак Михаил - это образ всей Украины, которая борется после того, как работа была сделана. Был под Берестечком казак Нечай, который один остался в болотах и отбивал полки поляков. Это тот же образ, он генетически сидит у украинца. Майдан - это не случайность. В каждом украинце сидит гайдамака, просто усыпили за 70 лет советской власти. Сейчас фактически началась Колиивщина. Люди не смотрят на оружие. Задушим тех, кто с оружием, своими телами. Досадно, что Украина воскреснет не на враждебных костях, а на наших, украинских.
Николай Телиженко был активным участником помаранчевой революции. Тогда он сделал серию "Письма с Майдана".
- Нам кажется, что история - это где-то потом, далеко. А она в эту минуту творится, - говорит Николай Матвеевич. - Когда я учился, нам реализм навязывали и заставляли в нем работать. А вот это и есть реализм. Когда "Беркут" убивает людей на Майдане, не могу натюрморты писать. Как было это во время Голодомора, когда народ страдал, люди погибали, а в России рисовали натюрморты с ветчиной, хлебами. Это как назло делалось. Художник должен жить одним организмом с народом.
Комментарии