В киевском кнайп-клубе "Купідон" на ул. Пушкинской, 1–3/5 год назад появился букинистический книжный магазин. Его разместили в помещении, где раньше был зал для вип-гостей.
— Когда-то мы продавали букинистику в большом книжном магазине "Сучасник" около метро Политехнический институт, — рассказывает владелица книжного магазина Лариса Кевва, 50 лет. — Магазин просуществовал 35 лет, но в прошлом году его закрыли. В настоящее время там офис какого-то банка. В 1960-х "Сучасник" стал первым в Украине книжным магазином-салоном, где на художественные вечера, а то и просто посиделки собиралась столичная богема. В магазине было два зала: в одном продавали книги, во втором была сцена с роялем.
В магазин заходит пожилой мужчина с большим пакетом книг.
— Это один из наших самых давних клиентов. Сотрудничает с нами лет 20, — объясняет директор, когда мужчину отводит в сторону другая продавщица. — С такими старожилами у нас дружеские отношения. После закрытия "Сучасника" мы решили спасти букинистический отдел только потому, что у нас было несколько десятков таких постоянных клиентов. Никогда в жизни я не решилась бы открыть новый букинистический магазин, не имея клиентуры.
Самая дешевая книжка в магазине стоит 1–2 грн.
— Столько берем за украинскую и российскую классику, изданную в 1970–1980-х годах. Тогда книги выпускались большими тиражами, поэтому на них нет большого спроса.
Самыми ценными считают прижизненные издания писателя и экземпляры, входившие в первый тираж.
— Вот есть книга "Сава Чалий. Драматичні сцени" Николая Костомарова, датированную 1860 годом, — Лариса достает с полки истрепанный экземпляр в полиэтиленовом файле, с желтоватыми страницами. — Эта книжка стоит тысячу гривен. Тридцятитомник произведений Достоевского продаем за три тысячи, а восемь томов " Загальної історії мистецтв" — 950 гривен. Такие собрания больше месяца в магазине не залеживаются.
За день в магазин приносят почти 100 книжек
В магазину входит женщина 30 лет. Показывает Ларисе сборник рассказов Владимира Винниченко, изданный в начале ХХ ст., и еще три книжки.
— За Винниченко предлагаем 150, а это взять не можем. Мы же не продаем медицинскую и техническую литературу, — говорит ей Лариса Кевва, потом обращается ко мне: — В "Сучаснику" под книги было 100 квадратных метров, здесь — несчастных 25. Из-за этого пришлось ограничиться с тематикой продаваемой литературы. Кроме того, с переездом изменилась и аудитория покупателей. Раньше "на ура" шли детективы и фантастика. Утром заставляли ими полки, а к вечеру студенты Киевского политехнического института все разметали. В "Купідоні" же публика более элитарная. Покупают учебники по философии, истории искусства. Популярными стали издания украинских писателей 1920–1930-х и тогдашние переводы на украинский зарубежных авторов. Они выходили небольшими тиражами.
За день в книжный магазин приносят почти 100 книжек.
— В основном литературу нам приносят пенсионеры. Деньги выплачиваем сразу. Купленные издания продаем на 30 процентов дороже, чем взяли их у людей. Это стандартная наценка для букинистических книжных магазинов. Оцениваем товар, опираясь на немалый опыт в книготорговле. В советское время были специальные каталоги, в которых отмечалось, каким тиражом какое издание когда вышло и насколько оно редкое. Там же предлагали и цену за него. В настоящее время новых каталогов не сделали, поэтому иногда пользуемся старыми.
Букинистическими считали книги, изданные с 1850-го до 1960 года, а более старые — антикварными.
— В настоящее время букинистический магазин — это своего рода книжный секонд-хенд, — говорит Лариса Кевва. — Еще несколько лет назад мы принимали только книги, изданные до 1990 года. Теперь берем все издания, которые нам подходят.
Комментарии