— Не интересует меня эта книга, все, — повышая голос, обрывает разговор польский режиссер 79-летний Ежи Гофман на пороге столичного кинотеатра "Киевская Русь". Его спросили о романе Василия Шкляра "Черный Ворон", который режиссеру предлагали экранизировать.
41-й Международный кинофестиваль "Молодость" 22 октября открывают фильмом Гофмана "Варшавская битва 1920".
— Витам сердечне! — бросается с объятиями к режиссеру советник президента Украины 52-летняя Анна Герман. Представляется на польском. — Я счастлива вас здесь видеть. Помню, как в Гданьске была премьера "Огнем и мечом". Тогда работала в Польше на радио "Свобода". Вышла после показа и плакала. Была горда, что об Украине сняли такой фильм. Президент Янукович в Бразилии, но хочет с вами встретиться. Послезавтра возвращается, на вторник можем назначить встречу.
— Но перед этим прошу встретиться со мной отдельно. Для дела, или без него, — отвечает режиссер и целует руки Анне Герман.
— Мы живем в гостинице "Рояль де Пари", — подсказывает из-за плеча продюсер режиссера Ежи Михалюк.
— Президент попросил передать, что ежегодно будет увеличивать финансирование "Молодости", — продолжает Герман. — Денег на такие вещи никогда много не бывает. Всегда финансово помочь готовы Борис Колесников и Ринат Ахметов.
Экс-президент 57-летний Виктор Ющенко пришел на церемонию с женой Екатериной. На открытии он сидит рядом с Гофманом.
— Мой институт работает над идеей к 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Подключили кинематографистов снять 200 короткометражных фильмов, посвященных поэту, его произведениям, героям, воспоминаниям. Этим проектом мы бы хотели поднять десятки студий, в частности молодежных. По экранизации других произведений, в частности "Черного Ворона", я сделал много усилий. К сожалению, не все удалось. Тот, на кого мы рассчитывали, не проявил интерес к этому роману. Но мир на этом не закончился, — говорит Ющенко.
Он вручает Золотого скифского оленя азербайджанскому сценаристу Рустаму Ибрагимбекову. Эту награду дают ежегодно на открытии "Молодости" за вклад в мировой кинематограф. Ибрагимбеков написал сценарии к фильмам "Белое солнце пустыни", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".
Фестиваль продлится до 30 октября. В программе фестиваля 61 фильм основного конкурса, 21 национальный и 200 внеконкурсных. Жюри "Молодости" возглавила писательница Оксана Забужко, 51 год.
— У нее прекрасный вкус, — говорит генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи, 61 год. — Это интеллектуал, способный правильно оценить фильмы. Ей будут помогать профессионалы кино — глава венгерского союза кинематографистов Эва Везер, российский режиссер Сергей Лобан и звезда французского интеллектуального кино Грегуар Колен.
— У меня была возможность отказаться, — говорит Забужко. — Но Андрей Халпахчи сказал, что французская писательница Франсуаза Саган судила Каннский кинофестиваль. Это меня окончательно убедило. Кроме того, хочется увидеть, как выглядит кино будущего.
Писатель Василий Шкляр, 60 лет, пришел на открытие в ковбойской шляпе.
— Я знал, что Гофман не хочет снимать фильм по "Черному Ворону". Прочитал об этом в интернете. Удивляет, что он дочитал книжку, которая ему не понравилась. Если мне книжка не нравится, откладываю ее после первой страницы в сторону. Но я не имел больших надежд на Гофмана. Когда говорили о нем или Гибсоне, то имели в виду уровень. В "Черном Вороне" есть вещи, которые могли ему не понравиться. Возможно, это линия о чекистах и евреях. Чтобы вести разговор с иностранными режиссерами, Голливудом, нужно сначала перевести роман на английский. Сейчас это делают в Англии.
"Варшавская битва 1920" мне не понравилась, — продолжает Шкляр. — Там много спецэффектов, баталий, но человеческая драма очень банальна. Мужчина идет на войну, обещает вернуться. И возвращается — самый обычный хеппи-энд. Но Гофман со мной солидарен в том, как изобразил захватчика-большевика. Российское войско показал как грязную, грубую и тупую орду.
— Не показал армию УНР, потому что украинских частей в Варшавской битве не было, — говорит Ежи Гофман на следующее утро в арт-отеле "Баккара" на Днепре. На столе у режиссера минеральная вода и бокал коньяка. Говорит на русском. — Петлюра воевал под Замостьем. Вся его трагедия в том, что украинский народ тогда его не поддержал.
— Это длится и до сих пор, — выкрикивают из зала. Спрашивают, почему режиссер не снимал совместно с Украиной.
— Нужно смотреть правде в глаза. Если бы мы работали в копродукции с Украиной, то фильма вообще не было бы. Я снял историю Украины в четырех частях. Это уникальный фильм, которого не имеет ни одна страна в Европе. Он у вас прошел на экранах? Он у вас не куплен. Если бы хотел показать, как выглядел Киев того периода, знаете, сколько бы это стоило? И не знаю, гордились ли бы этим украинцы. Когда первый польский патруль въехал трамваем в город и высадился в центре, всем было глубоко плевать. Люди устали от того, что через Украину проходили то деникинцы, то красные, то махновцы, то зеленые, то опять красные, то хрен знает кто. Вы верили в обещания большевиков, что те дадут землю, заводы. Они дали, а затем наступил голод. И что, в этом фильме об этом все сказать? Это отдельная тема — как Украина просрала возможность своей независимости.
Комментарии
12