- Люблю анекдот о дяденьке, который годами носил в кармане "Полевые исследования по украинскому сексу" Оксаны Забужко. Его спрашивают, зачем. "Пятый раз перечитываю, - говорит. - Все хочу увидеть, где Забужко здесь секс нашла", - говорит со сцены столичного центра "Мастер класс" литературовед Вера Агеева, 54 года. 9 февраля здесь прошла литературно-художественная акция "Картография". Ее посвятили сборнику эссе Оксаны Забужко "З мапи книг і людей".
- Французская писательница Симона де Бовуар сказала: "На вопрос "Кто я"?, первое, что отвечу: "Я - женщина", - продолжает Агеева. Рядом на сцене - писательница 52-летняя Оксана Забужко в платье шоколадного оттенка и ведущий вечера, журналист Юрий Макаров, 57 лет. - В советские времена такого ответа на этот вопрос быть не могло. Оксана Забужко на вопрос "Кто я"? должна мужество ответить. "Я - женщина".
Под громкие аплодисменты Вера Агеева спускается по лестнице из сцены. К ней подбегает подать руку президент фестиваля "Меридиан черновиц" Святослав Померанцев. Вера Павловна отказывается от помощи. Публика смеется и аплодирует.
В зале пустуют одиночные места. За час их количество увеличивается. Зрители выходят группами, когда выключают свет и показывают отрывки фильмов - Довженко, Тарковского и других, о которых идет речь в книге Оксаны Забужко "З мапи книг і людей". Она вышла в сентябре, имеет 376 страниц. Специально для этого вечера ее издали в сувенирном формате "Книгли". Всю книгу напечатали мелким шрифтом на одном листе размером 42х59 см. Слова образуют черно-белый портрет писательницы. Сувенир продают по 200 грн.
- Мне нелегко читать Оксану Забужко, - топает на сцене нардеп Олесь Доний, 43 года.
- Не только вам, - говорит Оксана Стефановна.
- Зато тот, кто проберётся сквозь сугробы ее слов, получит приз, - добавляет Доний. На сцене также выступают диссидент Евгений Сверстюк, культуролог Вадим Скуративский. Параллельно с вечером провели выставку картин иллюстратора изданий писательницы, художника 42-летнего Ростислава Лужецкого.
- В чьей карте книг и людей вы хотели бы быть на первом месте? - зачитывают записку из зала. Забужко думает секунд с 7.
- Разве что любимого мужчины, - отвечает Оксана Стефановна. – По-правде говоря, об этом не думаешь. Есть писатели, с которыми ты одной группы крови. За ними следишь на расстоянии. Они не обязательно должны быть в твоей литературе, или твоими современниками. Но пишешь с мыслью: было бы хорошо, если бы этот человек тебя прочитал.
На четвертом часу выступления к Забужко выстраивается 10-метровая очередь читателей с книгами. Издание можно было купить в холле по 50 грн. За вечер продали 98 книг.
- Ох, эти 3 часа умничаний - не удивительно, что половина ушла раньше, - говорит киевлянин 52-летний Михаил Хоменко. Фотографирует товарища, Павла Москаленко, который наклонился с книгой к писательнице.
- Я не большой поклонник Забужко, хотя читал ее книги, - говорит Павел Москаленко. Возвращается с автографом. - Мне нравится ее немножко сумасшедшее, несколько шумное творчество. Но Забужко понтовая. Я не понимаю, где понты, а где она настоящая. Пока подошел за автографом, сказал два слова, немного ее нащупал. Она - масон в душе. Почему здесь все собрались - интеллигенты, писатели? Забужко должна быть среди рыцарей своего ордена и руководить миром. Сама по себе женщина уже совершенная, зачем ей понты? Читал, что женщина, когда примеряет мужчину, обязательно положит его мысленно в кровать. Когда я даю оценку, не всегда думаю, будет ли с ней хорошо в постели.
- У меня такой вопрос вообще никогда не возникает, - вмешивается его товарищ. - Потому что знаю: хорошо будет всегда.
Комментарии