Черное "Ауди" Виктора Черномырдина, 68 лет, подъехало к Музею российского искусства на Терещенковской ровно в 16 часов. В среду там выходной, но для посла России сделали исключение. До закрытия выставки Михаила Врубеля "Ангел — Демон" осталось еще семь дней.
— Нет, я так ничего не увижу! — возмущается Черномырдин, когда вместе с ним в зал заходят журналисты с камерами. Однако надевает очки, сжимает ладони и внимательно слушает экскурсовода.
— Российский художник Михаил Врубель прожил в Киеве всего четыре года, но выработал здесь свою технику и мотивы, — начинает заведующая научным отделом музея Елена Боримская, 45 лет.
Черномырдин с пониманием кивает.
— Давайте спрашивайте, а потом спокойно посмотрим выставку, — обращается он к представителям прессы.
Снимает очки, делает дипломатическое выражение лица и комментирует цены на мясо, газ. Не обходит вниманием и создание в Украине парламентской коалиции. После засовывает левую руку в карман штанов и наклоняется над витриной, чтобы рассмотреть альбом зарисовок Врубеля. Художник делал их по пути к Кириловской церкви, которую расписывал.
— Но это же не карандаш? — спрашивает уже возле картины "Белая азалия без стебля".
— Карандаш, — отзывается экскурсовод.
— А что такое ирис? — спрашивает Черномырдин, когда его подводят к картине, написанной акварелью.
— Это цветок такой, в народе его называют "петушок", — объясняет Боримская.
По дороге в следующий зал у посла спрашивают, как он будет праздновать Пасху.
Врубеля у меня дома нет, однако есть Саврасов, Шишкин
— Поеду в Москву, постараюсь сходить в церковь. Этот праздник я еще с детства жду.
Боримская показывает Черномырдину эскиз "Демон поверженный".
— А это карандаш? — опять спрашивает.
Ему отвечают, что действительно карандаш.
— А это копия? — допытывается.
— Нет, конечно, — возмущается экскурсовод. — У нас оригиналы Врубеля, которых нет даже в Третьяковской галерее. В Киеве он впервые обратился к мотиву демона. Киевский период очень важен для художника.
— А для демона? — шутит Черномырдин.
В последнем зале выставлены эскизы росписи Владимирского собора. Церковная комиссия их не приняла, позволив Врубелю расписывать лишь орнаменты.
— Больше всего мне понравилась картина "Надгробный плач", — рассказал "ГПУ" посол России после экскурсии. — Видите, какой у него был подход к работе? Раз, два, три, — задумчиво показывает пальцем на эскизы, висящие рядом. — Здорово, — говорит, качая головой. — Врубеля у меня дома нет, но есть Саврасов, Шишкин.
Его приглашают выпить бокал вина в отдельной комнате.
— Тостов никаких не было. Просто люди отдыхали после борьбы с прессой, — рассказывает директор музея Юрий Вакуленко, 48 лет. — Виктор Степанович признался, что он впервые открыл для себя Врубеля.
Выставку еженедельно посещает пять тысяч людей — это план музея на месяц, — хвастается Вакуленко. — После оранжевой революции люди как будто прозрели.
Выйдя на улицу, Черномырдин медленно переходит дорогу и направляется в парк Шевченко — к ресторану "О"панас".
Комментарии