Бывает, со сцены исчезают спектакли, которые еще могли бы жить и собирать публику. А возвращаются они редко. Как "Лев и Львица" о супружеской жизни графа Толстого. Это — спектакль по пьесе украинского драматурга Ирены Коваль, которая живет в американском городе Чикаго. В 2001-ом эту пьесу поставил киевский Молодой театр.
В главных ролях были актеры столичного театра имени Франко Богдан Ступка и Полина Лазова. На премьеру приезжала праправнучка Льва Толстого, графиня Анастасия из Лондона. Спектакль побывал на фестивале в Кракове. Шел два сезона, потом исчез. Лазовой и Ступке, при их загруженности работой, было сложно работать на двух сценах .
И вот "Лев и Львица" появился — опять в постановке Станислава Мойсеева, с теми же исполнителями главных ролей, и уже на сцене Театра им. Франко. Премьера состоится 24 октября.
— Мы возвращаем спектакль туда, где он должен был родиться, — говорит 48-летний режиссер Станислав Мойсеев, художественный руководитель Молодого театра. — И тогда мы никак не могли сойтись. То мне было некогда, то Богдану Сильвестровичу. В Молодом театре раньше нам удобнее было собраться.
"ГПУ" побывала в театре имени Франко на репетиции перед премьерой. Как всегда в постановках Мойсеева, пространство сцены — черное. Правда, есть немного белого, красного и золотого. Художник спектакля Владимир Карашевский поставил посреди сцены большое зеркало — это будто двери, ведущие во внутренний мир персонажей. Есть еще возвышение, которое в то же время является и могилой, и брачным ложем графа и графини, и пепелищем, где время от времени загораются искры угасшей любви и страсти.
В гробу лежать буду, а бабу увижу — выпрыгну!
На пустую и полутемную сцену выходят артисты. 66-летний Богдан Ступка — в полнящей его толстовской "крестьянской рубахе". Осматривая себя, Ступка говорит: "Лев — Толстый!"
Со времени первой премьеры "Льва и Львицы" Ступка сыграл еще двух великих людей — Зигмунда Фрейда в "Истерии" и Кого-то-похожего-на-Ивана Франко в спектакле "Посреди рая на Площади". Частое общение с персонажами-гениями приучило Богдана Сильвестровича к самоиронии.
В спектакле "Лев и Львица" речь идет о Толстом и Софии Андреевне, которая на 18 лет его младше. В любовных делах граф был "ураганом". Говорил: "В гробу лежать буду, а бабу увижу — выпрыгну!" Соня не уступала Льву по нраву.
— Я не играю ни писателя, ни графа, — говорит "ГПУ" Богдан Ступка. — Я создаю образ человека. Буддисты считали Льва Толстого своим идеалом, потому что он проповедовал их истины — бедность, простоту. Этот персонаж мне близок по духу. В спектакле есть эпизод, когда Толстой уходит от Софии. У нас с женой Ларисой тоже было не все гладко. Мы даже заявление на развод в загс подавали. А потом вышли: Лариса расплакалась, у меня тоже глаза на мокром месте. Вернулись, порвали заявление и до сих пор вместе.
В первой редакции спектакля все роли, кроме главных, играли актеры Молодого театра. Сейчас их исполняют "франковцы": Лесь Заднипровский — Тургенев, Александр Логинов — Чертков, Андрей Водичев — Танеев. А Юлию Ткаченко мы увидим в образе тещи графа Толстого.
Комментарии
2