14 февраля в столичном музее искусств им. Ханенко открылась выставка "Окимоно: 100 лет от триумфа в Европе". Показывают 40 японских статуэток из коллекции 50-летнего Александра Фельдмана, депутата-"бютовца".
— Мы никогда не устраиваем посредственных выставок, — говорит Вера Виноградова, директор музея. — Показать коллекцию Александра Борисовича для нас большая честь, потому что у него лучшее собрание окимоно в мире. В прошлом году на 90-летие музея он подарил нам 12 фигурок. Сегодня передал еще ружье XVII века, самурайский меч, другой немного меньше — вакидзаси — и кинжал айкути.
Александр Фельдман начал коллекционировать окимоно 16 лет тому назад.
— Сначала собирал холодное оружие, — рассказывает. — Потом начал собирать западную живопись и скульптуру, миниатюрную пластику и морские ракушки. Всего в моей коллекции 5250 предметов. Из них окимоно — около 400. Японцы покорили меня тем, что все доводят к идеальному состоянию. Вот это окимоно мастера Чикааки никто не может отличить от настоящей ракушки. Клал перед специалистами несколько, они не могли сказать, какая из них из слоновой кости. Мастер сделал ее со всеми дефектами и наростами. На изготовление одной вещи идет полгода. Одна ошибка — и работа испорчена. Ее нельзя отреставрировать, подкрасить или склеить. Японские мастера были очень бедные. Слоновую кость брали в долг у голландских моряков. Деньги отдавали после продажи работы. Если испортят кость, вынуждены были всю жизнь отрабатывать. Из-за этого работали мастера наивысшего класса.
Окимоно показывают в двух залах. Фельдман подходит к 45-сантиметровой фигурке "Мать, кормящая младенца". Ее сделал мастер Кадзуо в 1910 году.
— Изготовил ее для Запада, она перекликается с "Мадонной" Рафаэля. Сделал три такие скульптуры — из слоновой кости, бронзы и дерева. Две я нашел на западных аукционах, а из дерева до сих пор не могу отыскать. Это самая дорогая работа в моей коллекции. Разрешение на ее вывоз получал полтора года. 30 лет тому назад запретили убивать слонов, с тех пор вывозить изделия из слоновой кости нельзя. Нанял экспертов, которые доказали, что фигурка была вырезана до запрета.
— Александр Борисович хочет открыть свой музей в Харькове, — говорит Светлана Рыбалко, куратор японской коллекции мецената. — С расположением еще не определились, но макет я уже видела.
Комментарии
2