На недавних гастролях львовского Театра имени Леся Курбаса в киевском Молодом театре актер Олег Стефан, 43 года, играл во всех восьми представлениях. Сыграл Богдана Хмельницкого в "Богдане" по Климу, философа Сократа в "Хвале Эросу" по Платону.
Олег Стефан родился в городе Килия на Одесчине.
— Это городок на Дунае, на границе с Румынией, — объясняет. — С детства меня захватил театр. Пробовал поступить в Москве, в Воронеже. Везде провалился.
Театральное образование получил в Харьковском институте искусств. Еще во время учебы стал актером Харьковского драматического театра имени Тараса Шевченко.
— Играл в "Мине Мазайло" по Николаю Кулишу. Тогда, в начале 1990-х, был подъем национального самосознания. Мы повезли спектакль во Львов, он очень хорошо прошел. Владимир Кучинский (руководитель театра Леся Курбаса. — " ГПУ"), который только лишь организовал свой театр, увидел наше представление. Я сказал, что не смогу играть у него в театре, потому что имею место работы. Но в Харькове изменилась ситуация, пришло другое руководство. Я начал искать, где бы продолжить поиск живого театра. Чего-то живенького захотелось, — улыбается.
12 лет работает Олег Стефан во Львовском театре Леся Курбаса.
Почему остановили выбор на театре Кучинского?
— Большинство театров в мире поставлены на коммерческую основу. Актеры используют свой дар, даный им Богом, чтобы выжить. А в этом театре постоянно идет поиск. Мы не пытаемся подороже продать свои спектакли, понравиться зрителю. Людей объединяют идеи. Потому что когда объединяют деньги, то это не долговечно. А там, где есть настоящая идея, есть настоящее чувство. После того, как сыграл в "Пире" по Платону, я стал последователем этого философа. Так было со Сковородой, Лесей Украинкой.
Говорят, у вас нет квартиры, живете в театре.
— В первый же день я пошел по театру искать угол, где могу положить свой матрас. Все там вымыл, вычистил, пожил немного. Потом перебрался в другой угол, третий, четвертый. Денег снять квартиру у меня не было. Директор театра обращался в управление культуры, но я не был прописан во Львове. Теперь я прописался, могу и с ни мать квартиру, но уже не хочу что-то менять.
В прошлом году вы стали лауреатом Шевченковской премии. Как потратили деньги?
— Сто тысяч гривен мы разделили, ведь премией отметили четырех человек из нашего театра. С намерением купить квартиру взял эти 5 тысяч долларов и положил в банк, чтобы они росли. Но потом было несколько скачков в ценах на квартиры, и сейчас эти деньги уже ничего не решают. Но пусть себе лежат, может, когда-нибудь понадобятся. Запросто кому-то отдам, если нужно будет.
Видно, в театре много не заработаешь?
— Пять лет тому назад 7–9 месяцев вообще не платили зарплаты. Приносили каждый, у кого что было, садились за один стол, ели, а затем шли репетировать. Люди вынуждены нырять в какие-то дополнительные заработки — им нужно кормить семьи. Я тоже работаю на стороне. Недавно меня пригласили участвовать в отмечании сотой годовщины Ольжича, и я согласился почитать стихи. Зарабатывать на свадьбе тамадой не пойду. Не говорю, что это плохо — бывает, у актеров есть удивительный дар к этому.
С родственниками общаетесь?
— У меня прекрасные родственники во Львове — моя покойная мама из Львовской области. Хожу регулярно к тетям, они меня кормят варениками и всякими галицкими вкусностями. На родине у меня отец, с ним тоже поддерживаю контакт. Вообще, я совсем асоциальный тип. Не был никогда женат, детей нет. В свое время ужасно переживал из-за этого — в 20–25 лет, когда все женились. Потом понял, что не стоит. Мой выбор правильный для меня. Смотрю на все вокруг, как на большой театр, большое кино.
Удивляюсь, когда люди, например на эстраде, стремятся оставаться такими, какими были лет 20 тому. Внутри в них сидит страх, люди убегают от самих себя. Не желают принять себя таким, каким тебя создал Бог. Наш спектакль "Ожидая Годо" по Беккету, где персонажи все время ожидают неизвестно кого, который так и не появляется, — об этом. Жизнь протекает, и мы не можем сказать, для чего мы его прожили. А со временем перестаем искать.
Комментарии