Золотого медведя — главную награду 62-го Берлинского кинофестиваля получили братья-итальянцы 80-летний Паоло и 82-летний Витторио Тавиани за фильм "Цезарь должен умереть". Режиссеров наградили в субботу вечером в Германии.
По сюжету ленты, мафиози и убийцы ставят в тюремном театре представление по пьесе Уильяма Шекспира "Юлий Цезарь". Режиссеры сняли настоящих заключенных в римской тюрьме строгого режима. Попросили коллегу, театрального режиссера Фабио Кавалли, поставить с арестантами пьесу Шекспира. В 76-минутную драму вошел весь процесс: от кастинга и репетиций до премьеры и возвращения пожизненников в камеры.
Для братьев Тавиани этот Золотой медведь — первый. В 1977-м они получили Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля за ленту "Отец-хозяин".
— Фильм Тавиани начинается с рассказа, кто из главных героев за что сидит. Переправа наркотиков, убийства, грабежи. Сидеть им по 15-20 лет, некоторым — пожизненно. Герои колоритные, по них видно, что совершили эти страшные преступления, — рассказывает киевский кинокритик 53-летний Алек Шпилюк. — На наших глазах за час из преступников они превращаются в высоких художников.
Свою дебютную режиссерскую работу "В крае крови и меда" во внеконкурсной программе Берлинале показала американская актриса Анджелина Джоли, 36 лет. В фильме рассказывается о войне между сербами и боснийцами в 1993-1995-м.
— Мой фильм может вызвать физическое отвращение, — говорит Джоли. — В центре истории — сербский головорез и его любовница — боснийская мусульманка. Погромы, этнические чистки, расстрелы, изнасилования — все это показано натурально.
Без внимания жюри осталась лента бывшего мужа Джоли 56-летнего Билли Боба Торнтона "Машина Джейн Менсфилд". Общий проект России и США продюссировал киевлянин 51-летний Александр Роднянский. Украинской ленты в конкурсе не было.
— Программа фестиваля была слабой, — продолжает Алек Шпилюк. — Директор Берлинале Дитер Косслик заявил, что фестиваль направлен на социальные и политические вопросы. Искусство — на втором месте. Единственная награда, с которой не соглашаюсь, — приз за лучший сценарий, который дали "Королевскому роману" датчанина Николая Арселя. Фильм о любви датской королевы и немецкого врача. Эту награду заслуживает лента Торнтона. А вот фильм Джоли — плохой, использует запрещенные моральные приемы. Лучше бы она играла, а не лезла не в свое дело.
Из украинских лент, по мнению кинокритика, на Берлинале могли попасть фильмы "Дом с башней" Евы Нейман и "Тот, Кто Прошел Сквозь Огонь" Михаила Ильенко.
— Продюсеры последнего сами виноваты. Потому что решили, что им нужно получить гран-при Киевского фестиваля. Этим сразу закрыли себе выход на другие. На них показывают только мировые премьеры.
Комментарии