— У меня бессрочный контракт, — заявил глава правления "Укрсоцбанка" Борис Тимонькин в интервью изданию "Экономические известия" в июле. Однако вероятность того, что банкир в ближайшее время потеряет должность, велика. В следующем году должен завершиться процесс слияния "дочерей" финансовой группы "Уникредит" в Украине — "Укрсоцбанка" и "Уникредитбанка". Работники "Укрсоцбанка" не скрывают, что Борис Тимонькин уже давно оставил дела, его функции в банке скорее номинальные, а голос не решающий, а потому вряд ли он сохранит место в объединенном финучреждении.
Не секрет, что в 2007-м, перед приобретением очередного актива в Украине, итальянскую "Уникредит групп" консультировал один из глобальных лидеров стратегического консалтинга — "Бейн энд компани". Немногие знают, что с 2005 года в этой компании работала Екатерина Тимонькина — дочь Бориса Владиславовича.
Еще один интересный нюанс: в 2005-м у "Укрсоцбанка" появилась дочерняя структура — "Укрсоцбуд". Главным ее заданием было реализовывать инвестиционно-строительную программу банка, рассчитанную в первую очередь на строительные организации, где отсутствует ликвидное обеспечение — активы, которые можно легко перевести в наличность. Схема напоминает банальное отмывание денег: финучреждение выдает льготные кредиты афилированным структурам, у которых нет ликвидного залога. На 1 марта 2011 года задолженность "Укрсоцбуда" по кредитам составляла 132,78 млн грн — почти половина общей суммы обязательств предприятия. Остальные 52,8% — задолженность по облигациям, организатором выпуска которых стал "Укрсоцбанк". При этом прибыль по итогам года компания показывала лишь раз — в 2006-м. Чистая прибыль тогда достигала 259,3 тыс. грн. Дальше были одни убытки: в 2007-м — 6,467 млн грн, в 2008-м — 11,66 млн, в 2009-м — 17 млн грн. В прошлом году — 40,69 млн грн. А в этом году банкиры дружно говорят о высокой проблемной задолженности "Укрсоцбанка", в частности в строительной отрасли.
В последнее время глава правления "Укрсоцбанка" часто появляется на людях. В начале ноября Борис Тимонькин презентовал Независимую ассоциацию банков Украины, которую и возглавил. Правда, учредительное собрание ассоциации состоялось в закрытом режиме — без доступа прессы. Еще недавно Борис Тимонькин был правой рукой главы Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко. В действительности конфликт между ними начался раньше.
— Наши разногласия длятся с 2008-го, когда Ассоциация украинских банков пыталась предотвратить на то время вероятный экономический кризис и выступала за ограничение потребительского кредитования, в частности валютного, — рассказывает Александр Сугоняко. — Банкам с иностранным капиталом, в частности "Укрсоцбанку", такой запрет валютного кредитования было, мягко говоря, не на руку. Ведь материнские структуры снабжали "дочерей" дешевой валютой, которую можно было выдавать в Украине под безумные проценты.
В свежем интервью "Экономической правде" Борис Тимонькин не отрицает, что если бы можно было давать кредиты под 600%, то финучреждения выдавали бы ссуды и под такие проценты.
В конце 2010-го АУБ пошла на жесткий конфликт с Нацбанком в вопросе отмены требований по ускоренной рекапитализации мелких банков. Тогда крупные банки и финучреждения с иностранным капиталом стали на сторону регулятора, а ассоциация защищала позицию 2/3 финучреждений, которые, в сущности, должны были уйти с рынка.
Вскоре Борис Тимонькин разослал банкам заявление, в котором призывал банкиров не платить членские взносы АУБ. Потом "Укрсоцбанк" вообще вышел из ассоциации, а в мае 2010-го стал одним из основателей Форума ведущих международных финансовых учреждений. В его состав вошли банки с иностранным капиталом. "Война" продолжилась и в 2011-м. Со слов Бориса Тимонькина, он лично сделал все, чтобы сорвать 15-й отчетно-избирательный съезд АУБ 24 июня этого года и агитировал банкиров вступать в новую организацию.
Сегодня в Украине действует три организации — Ассоциация украинских банков, Украинский кредитно-банковский союз и Форум ведущих международных финансовых учреждений. Зачем создавать новые — непонятно.
— При желании можно эффективно работать и в этих организациях, — рассказывает банкир, который не называется. Добавляет, что Борис Тимонькин является вице-президентом Украинского кредитно-банковского союза, поэтому влиять на работу организации — одна из его прямых обязанностей. — Но в создание Независимой ассоциации банков Украины заинтересован Нацбанк, который буквально давит на владельцев и руководителей финучреждений. Мы были на приеме в Нацбанке, и нам настойчиво рекомендовали поддержать создание ассоциации.
Похоже, регулятор не прочь сформировать организацию, которая поддерживала бы все инициативы Нацбанка. И теперь Борис Тимонькин активно защищает все нововведения НБУ. Даже меры, спровоцировавшие "гривневый голод" на рынке, из-за которого страдают банки.
— Руководство новой организации не может открыто выступить с критикой действий Нацбанка: есть лишь имитация деятельности, имитация критики, — рассказывает Александр Сугоняко в интервью радио "Эра ФМ". — Мы за год предупреждали Нацбанк о кризисе 2008 года, и теперь наши аналитики видят проблемы. Но нас никто не хочет даже слушать: вот решил НБУ, что нужно сжимать ликвидность, чтобы таким образом стабилизировать курс. Застабилизировали курс до того, что банки начали задерживать платежи.
Еще год назад, когда Нацбанком руководил Владимир Стельмах, ситуация была полностью противоположной: банкиры активно критиковали действия Нацбанка, которые хоть немного ограничивают их права. Участники рынка опасаются, что рано или поздно регулятор потребует, чтобы банки были членами только одной, лояльной к нему, организации.
А между тем банкир Тимонькин прибег к критике законов. 15 ноября 2011 года Верховная Рада приняла закон о смягчении ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности. Его инициировал президент Виктор Янукович. Глава правления "Укрсоцбанка" Борис Тимонькин отозвался на принятие закона открытым письмом. В нем руководитель единственного из системных банков с заграничным капиталом в Украине, который поднимает ставки по кредитам, потом превращающимся в долги, отмечает: "Вступление в силу данного правового акта лишит банки права использовать в процессе взыскания задолженности такой рычаг влияния на заемщиков, как уголовная ответственность за совершенное нарушение, за которое может быть вынесено наказание в виде лишения свободы". Означает ли это, что Борису Тимонькину хочется пересажать всех банковских должников?
Комментарии