За нашей внутренней потасовкой мы не заметили, что в 2008-2009 годах произошли радикальные геополитические изменения на мировом и региональном уровнях.
Первым вызовом стал экономический кризис 2008 года. Он зацепил и геополитику. США, ЕС и Российская Федерация — страны, которые больше всего влияют на Украину, вынуждены были пересмотреть и прагматизировать свою заинтересованность всем внешним миром. В результате переосмысления отношений наших ближайших соседей ослабились отношения Украины даже с Польшей, Румынией, Словакией и Венгрией. Состоялся значительный спад торгового оборота между нашими странами, начал уменьшаться интерес друг к другу. Вместо создания живых и открытых трансграничных регионов, как большого украинско-польского Галицкого или Волынского, усиливается отчуждение между польской и украинской их частями. Осложняются правила пересечения границы. Увеличивается и разница в благосостоянии соседей. Украина теряет свою многоуровневую систему связей с ЕС и ближайшими соседями, членами Евросоюза. Нас все больше изолируют с западной стороны. От нас отгораживаются. Украинское общество теряет свои евроинтеграционные настроения и ориентации.
Вторым вызовом стала беспрецедентная военная операция Российской Федерации в Грузии в августе 2008-го. Это было первое демонстративное нарушение суверенитета независимой страны в Центрально-Восточной Европе. Мы получили предупреждение — такое же нарушение суверенитета возможно и относительно Украины. Возможным регионом столкновения сразу был назван Крым. Это значительно осложнило и так непростые межэтнические отношения на многонациональном полуострове.
Вместе с тем, конфликт поляризовал ситуацию во всем Черноморском регионе. Все более фривольно чувствуют себя разного рода пророссийские организации в Крыму. Увеличивается количество прямых провокаций. Украину пытаются втянуть в противостояние. Ситуация начинает напоминать польско-немецкий Гданьск 1939-го, где нацисты всеми силами давали понять слабым польским властям, кто здесь хозяин.
Последствия этих изменений в Черноморском бассейне должны быть переосмыслены украинским обществом. Тем более, что Россия не оставляет дело превращения Грузии в страну покоренную с контролируемым извне хаосом. В такую же охваченную хаосом страну хотят превратить и Украину.
В 2007–2008 годах Украина потерпела ряд неудач на международной арене.
Не исполнились ее ожидания на более тесное сближение с ЕС. Напротив, тяжело идет процесс упрощения торгового режима, мы получили Шенген вдоль всей границы со странами Евросоюза. А программа "Европейской политики соседства" лишила политический класс Украины энтузиазма, учитывая отсутствие реальной европейской перспективы для нас.
Не реализовались и украинские надежды на сближение с НАТО ради гарантирования безопасности и независимости страны. На фоне событий в Грузии последовательный отказ Украине даже в предоставлении "Плана подготовки к членству в НАТО", более чем показателен. Пример Грузии никого ничему не научил. Точнее сказать, научил — противники независимости внутри государства получили четкий сигнал.
Создадим войска быстрого реагирования, которые будут защищать нас где-то в Таджикистане
Учитывая постоянную внутреннюю политическую борьбу ослабились связи украинского политического класса с европейскими и евроатлантическими элитами. С украинскими "лузерами", "лгунами" и "пустодзвонами" никто не хочет иметь дела. Ослабились контакты с политическими элитами даже непосредственных соседей Украины — Венгрии, Словакии, Румынии, Польши. Самые упорные адвокаты Украины в ЕС опускают руки в ситуации, когда сами украинцы не знают, чего они хотят. Или хотят диаметрально противоположных вещей. И никакой компромисс невозможен.
К очередным президентским выборам Украина подходит, не имея политического единства, потеряв геополитические ориентиры и находясь под все большим давлением извне и изнутри.
Украине более чем нужно переосмыслить — куда она идет. Хорошо если в ЕС и НАТО нам не нужно, давайте интегрироваться в Российскую Федерацию. Давайте вступим в Ташкентский пакт. Создадим с Россией, Казахстаном войска быстрого реагирования, которые будут защищать нас где-то в Таджикистане. Во всяком случае нужно определяться. Иначе страну разорвет. А точнее — разорвут.
Внешняя политика Украины парализована. Нет министра иностранных дел, министра обороны, президент как никогда ослаблен, премьер-министр ведет свою независимую игру на международной арене. Совет национальной безопасности и обороны где-то потерялся. О парламенте — нет даже речи. Никто не бьет в набат. Хоть государство расползается как пораженная циррозом печень.
Некому осмысливать, что мы уже не в 2004 году, а живем в мире, который стремительно изменяется. Прежние лозунги и подходы не работают. Старые цели или недосягаемы, или нам не нужны.
Появляется вопрос — какие требования можем выдвигать к будущим кандидатам в президенты, если сами их не сформулировали. Будем голосовать опять за русский язык, оранжевые шарики, полосатый биллборд или большое красное сердце?
Комментарии