В 2012-й Украина входит в значительно более сложном международном положении сравнительно с предыдущим годом, считает директор Института Евроатлантического сотрудничества 38-летний Александр Сушко:
— Год назад Украина была страной с довольно нейтральным международным имиджем, все двери для нас были открыты. Сейчас мы уже говорим о мягкой международной изоляции власти. Она пока еще не предусматривает жестких санкций, но пространство для внешнеполитического маневра критически сужено.
Подобная ситуация была в 2003-2004-х, при "кольчужном" скандале. Тогда обвинения Украины в незаконной продаже Ираку радарной системы "Кольчуга" не подтвердились. А все нынешние проблемы сконструированы властью собственноручно.
Имеем очевидный кризис в отношениях с Европейским Союзом. С одной стороны, завершился переговорный процесс о Соглашении об ассоциации, а это пятилетняя работа. С другой — не понятно, что теперь с этим договором делать. Запустить процесс вступления в силу настоящего документа при теперешних политических условиях почти невозможно.
Украина ослабила свои позиции во всех переговорных процессах на западном векторе. Такая же ситуация и на восточном направлении. До последнего времени Россия очень переживала из-за того, что Украина задалеко пойдет в отношениях с Евросоюзом. Это сделало бы невозможной стратегию российского руководства вернуть нас в свою орбиту под ширмой разных интеграционных объединений. Когда Украина имела перспективы быстро заключить Соглашение об ассоциации, российское руководство было готово на обстоятельные встречные шаги в ключевых вопросах. А теперь в Москве знают, что мы уже никуда не двигаемся, а поэтому выторговать у нее что-то существенное, в частности в газовых переговорах, не выйдет. Россия очень уверенно настаивает на своем контроле газотранспортной системы Украины.
Возможность балансировать была нашим ресурсом на международной арене. Играя на определенном расхождении стратегических интересов Евросоюза и России, Киев мог извлекать максимальную выгоду из обеих сторон. Сейчас нет и речи о каких-либо торгах или дипломатических играх, которые еще до недавнего времени казались вполне возможными.
К сожалению, нынешнее руководство государства не готово предпринимать шаги в плоскости реформирования судебной системы, о чем ему прямым текстом говорили европейские лидеры. Для многих стал неожиданностью тот факт, что соображения личной мести для президента оказались важнее, чем проведение какого-то рационального внешнеполитического курса. Он скорее пожертвует заключением Соглашения об ассоциации или газотранспортной системой, чем решит дело Тимошенко с учетом европейских представлений о справедливом судопроизводстве.
Комментарии
8