Завершается театральный сезон, поэтому все, что есть на сцене, поневоле воспринимаешь как итоговое явление. Вот и последняя премьера столичной Русской драмы — "Завещание целомудренного бабника", комедия Анатолия Крыма. Утешает, что пьеса современная. Еще утешительнее, что она о Дон Жуане!
По версии Крыма, Дон Жуан — импотент, который компенсировал эту неприятность поэзией. Он умел говорить о любви — с оттенком понятной печали. А поскольку дамы любят ушами, Дон Жуан действительно соблазнил 617 душ — и 617 раз исчезал в последний момент, чтобы они ни о чем не догадались.
Перед смертью старого соблазнителя исповедовал юный монах. У него с телесным здоровьем все в порядке. Вооружившись наукой искушения, он убегает с Донной Анной.
Соблазнил 617 душ — и 617 раз исчезал в последний момент
Постановочная группа — как раз для "итогового" спектакля: режиссер Виталий Малахов, художник Сергей Шевцов. Дон Жуана играет Николай Рушковский — прекрасный актер, ему за 80, но на вид шестьдесят. Донна Анна — Наталия Доля, Лепорелло — Сергей Озиряный. В роли монаха — Ахтем Сейтаблаев, актер из Левобережного театра, он недавно блестяще сыграл Ромео.
Малахов сделал спектакль с достоинством, не допускающим фальши. Иначе он не умеет. Впрочем, очевидно, что пьеса, хоть и хорошо закрученная, но неглубокая, часто на уровне кавээновских острот. Когда Дон Жуан говорит, что орган любви женщины — "уши, а не то, что вы подумали", — это режет слух. На сцене все можно, но эта реплика подобала бы капитану Долболобову, а не Поэту искушений.
Как сказано, монах в финале убежал с Анной. Вдогонку Дон Жуан спросил имя монаха. Тот ответил: "Джакомо Казанова!"
Значит, у одного героя все позади, у другого — все впереди. А наяву — ничего. Все — как в нашей жизни, где в настоящее время настоящий герой потерял очевидность.
Вспоминается, как в "целомудренных" 70-х годах шла в Киеве пьеса Коломыйца "За девятым порогом". Там казаки-запорожцы напоминали этого Дон Жуана — еще не воссоединенные с Москвой, а поэтому несчастные. В финале пьесы они заблудились. Какой-то мальчик показал им дорогу, а они спросили его имя. Мальчик ответил: "Богдан Зиновий Хмельницкий!" У них и челюсти отвисли! Весь зал плакал: это же когда еще мальчик вырастет и присоединит казаков, к кому надо! Но счастье близко! Так и здесь...
Комментарии