Провести всеукраинский референдум предложили 78 общественных организаций Харькова. Хотят таким образом сократить количество народных депутатов с 450 до 300, отменить их неприкосновенность, превратить Верховную Раду в двухпалатный парламент и перейти от смешанной системы выборов — к мажоритарной.
— Вряд ли такой референдум способны инициировать сами общественные организации. Понятно, за этим стоит власть, — говорит правовед, конституционный эксперт Харьковской правозащитной группы Всеволод Речицкий, 59 лет. — Кучмовский референдум в 2000-м тоже организовывали "по народной инициативе". Однако сделан он был руками "служивых людей" из Администрации президента. Закон о референдуме так выстроен, что без поддержки исполнительной власти его не провести.
Что в нем хорошо, а что — опасно?
— Я не против закона о референдуме, потому что его делали на продолжение пятой статьи Конституции, где сказано о власти народа. Может случиться так, что государство узурпирует народную власть, а в Украине нет никакого механизма, как это открутить назад. В нашей Конституции нет права на восстание, как в некоторых странах. Выходит так, что узурпация запрещена, но отсутствуют механизмы борьбы с ней.
В то же время этот закон позволяет путем референдума сделать что угодно. Власть, с одной стороны, хочет начать конституционную реформу, а с другой — дискредитировать парламент, подорвать его легитимность. Мол, в теперешнем виде он людям не нравится. Если такая идея укоренится в обществе и политикуме, можно будет предлагать радикальные изменения к Конституции.
Какая цель у исполнительной власти?
— Президент и правительство хотят воспользоваться референдумом для укрепления своих позиций. Их обвиняют в авторитарности, недемократичности. Референдум — это как раз инструмент прямой демократии, позволяющий расставить определенные акценты.
На голосование планируют вынести четыре вопроса. Они действительно "горят"?
— Среди них один, с которым я не согласен, — чисто мажоритарная система выборов. Мы увидели 28 октября прошлого года, что в украинских условиях она работает на богатых кандидатов, приближенных к власти. Но чисто пропорциональная система, которая существовала на двух предыдущих выборах, — еще хуже. Ведь списки партийные вожди формируют очень непрозрачно.
Какой смысл в попытке Януковича усилить свою власть? Ведь он и так имеет всю ее полноту.
— С одной стороны, он ищет гарантий победы на президентских выборах 2015 года. С другой, понимает, что политическая система плохо сбалансирована, нужно изменить ее модель. До этого и Кучма дошел в конце своего президентства. Очевидно, недостает второй палаты парламента. Украина всегда склонялась к радикализму из-за того, что в Верховной Раде недостаточно представлены регионы. Происходит постоянное перетягивание одеяла. Янукович это видит. И ему нужна поддержка сенаторов.
Могут ли использовать референдумы в Украине внешние силы, в первую очередь Россия?
— Проблемы возможны только из-за местных референдумов, но относительно них закона нет. Его приняли лишь об общеукраинском референдуме.
Законопроекты проходят две палаты
В большинстве европейских стран парламент двухпалатный. Нижняя палата состоит из представителей политических партий. Их избирают в соответствии с численностью населения в регионе. Например, в Донецкой области 21 округ, а во Львовской — 12.
В верхней палате — Сенате каждая область имеет одинаковое число представителей — независимо от количества жителей. Если от Донецкой области избирают трех сенаторов, то и от Львовской — тоже трех.
Законопроекты инициирует и принимает нижняя палата, но их утверждает Сенат. Верхняя палата представляет в основном пропрезидентскую или проправительственную позицию. Потому что сенаторы преимущественно защищают интересы собственного региона, а не той или иной партии.
Комментарии
4