Закон "О мерах для законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы" вступил в силу с 1 октября. Документ предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с ежегодным его увеличением на шесть месяцев, а также повышение страхового стажа для мужчин и женщин на 10 лет — до 35 и 30 соответственно.
Эксперт Центра Разумкова 40-летний Павел Розенко считает изменения в пенсионном законодательстве реформой двойных стандартов.
— В сторону справедливости не сделали ни шагу. Единый принцип начисления пенсий не выработали, — говорит. — Пенсионное обеспечение регулируют 50 законов. Дальше существует две пенсионных системы. Одна для обычных граждан, которым пенсии начисляют из расчета 45 процентов зарплаты. Другая — для министров, нардепов, судей, прокуроров, чиновников. Они получают и будут получать пенсию в 80–90 процентов зарплаты. Чтобы изменить эту практику двойных стандартов, нужна политическая воля. Но у правительства нашлась такая воля только для того, чтобы ограничить права 90 процентов граждан — научных работников, чернобыльцев, военнослужащих, работающих пенсионеров.
По кому ударят нововведения?
— По каждому, кто с 1 октября будет выходить на пенсию на общих основаниях. Государство увеличило страховой стаж на 10 лет и отобрало 100 гривен, потому что фактически отменило надбавки за сверхурочный стаж. Еще 150 гривен отберет через изменение системы начисления пенсий.
Серьезно в доходах потеряют женщины, которым придется трудиться на пять лет больше. Они могли бы уже сейчас стать пенсионерками и продолжать работать, получая и пенсию, и зарплату. Такой возможности уже нет. А самыми болезненными нововведения будут для малообеспеченных граждан и тех, кто имеет маленькую зарплату.
Как быть человеку, которому за месяц до пенсии пенсионный стаж увеличивают до 35 лет?
— Эксперты и ученые обращали внимание правительства на эту проблему при подготовке законопроекта. С конца 1980-х и до середины 2000-х люди массово теряли работу, работали нелегально. Надлежащий страховой стаж не получили. Теперь они остаются с минимальной пенсией. Эта норма противоречит Конституции.
Почему выплаты людям, которые вышли на пенсию 15–20 лет назад, меньше, чем у тех, кто стал пенсионером позже?
— При расчете пенсий учитывают не только индивидуальный доход, но и средний размер зарплаты по экономике в тот или другой год. 15–20 лет назад зарплата была меньше, чем теперь. Механизм для исправления этой ситуации есть — осовременивание пенсий. Но последнее осовременивание было в 2008-м. Поэтому многие люди сейчас имеют пенсию на уровне прожиточного минимума.
За сколько лет можно достичь бездефицитности Пенсионного фонда?
— План правительства — сокращать дефицит пенсионной кассы по 2 миллиарда гривен в год. Сейчас он составляет около 58 миллиардов. До конца года может достичь 65–70. Ведь по итогам восьми месяцев понятно, что экономика не дает того ресурса, который планировало правительство. В ближайшие 10 лет дефицит бюджетного фонда преодолеть нереально.
У нас средняя зарплата составляет 2300 гривен. Хоть какую идеальную пенсионную систему мы бы делали или заставляли мужчин и женщин работать до 70–80 лет, средняя пенсия не будет больше 1200 гривен.
Почему не приживается система негосударственных пенсионных фондов?
— Они действуют с 2003-го, но охватывают всего 4 процента работающих. Главная причина — неразвитая правовая база для негосударственного страхования. Частные пенсионные фонды не могут предлагать проценты по вкладам большие, чем, скажем, у банковских депозитов. Системе негосударственного страхования люди не доверяют.
Возможно ли, что реформу отменит парламент — этот или следующий?
— Пенсионная реформа в этом виде до парламентских выборов не доживет. За год ее существенно изменят. Как только начнется предвыборная кампания и депутаты поедут по округам, люди спросят: "Что же вы такое приняли, что только ухудшили нам жизнь?"
Комментарии
2