За время независимости украинский язык существенно не усилил позиций в обществе, считает прозаик Владимир Даниленко, 51 год. Прежняя партноменклатура сделала все, чтобы законсервировать советские ценности в государстве, а знание украинского стало необязательным.
— Украинский не доминирует ни в одной сфере: ни в образовании, ни в информационной политике, ни в рекламе и культуре, — говорит Даниленко. — В государствах Балтии новая власть дала четко понять гражданам: без знания языка коренного народа жить невозможно. Некоренные жители поворчали-поворчали, но языки выучили.
Где за последний год украинский еще больше потеснили?
— Это очевидно. Раньше на железнодорожном вокзале международные рейсы объявляли на украинском и языке страны, в которую отправлялся поезд. Сейчас по инициативе вице-премьера Бориса Колесникова объявляют также на русском. Началось сокращение украинских школ в Восточной Украине и расширение русских в Центральной. В Одессе в этом году будущих украинских филологов заставляли сдавать вступительные экзамены по русскому. Раньше в Киеве рекламу концертов писали исключительно на украинском. Недавно видел биллборд "Шоу японских барабанщиков" — как будто эти барабанщики приехали из Тамбова.
Что больше всего угрожает украинскому?
— Из него пытаются сделать язык-инвалида, который не может существовать без языка-костылей — русского. Он выполняет функцию культурного обслуживания украинцев. Русский с утра до ночи слышно в радиоэфире, на него переведены комьютерные программы, инструкции. Скажем, разобраться в микроволновой печке украинец может лишь зная русский.
Половина жителей городов Центральной Украины говорят на суржике. Это результат украинизации?
— Действительно, такие людей стало больше. Но Украина остается культурной провинцией России. Люди имеют колониальную психологию. Например, на заседании преподавателей университета выступает бабка, которая еще преподает, потому что у нее маленькая пенсия, и неожиданно запинается. Не может подобрать украинское слово, извиняется и переходит на русский. За ней с облегчением перескакивают на русский другие.
Это нехватка характера, образования?
— Значительная часть людей стесняется разговаривать на украинском. Срабатывает многолетний комплекс языка-изгнанника. Например, когда-то румынский полициант мог вылить на базаре молоко у крестьянки только за то, что она разговаривает на украинском. Этот страх передавался веками. Проблемой является и мягкий нрав украинцев. Моя знакомая была свидетелем, когда в Праге гид спросила тургруппу из Центральной Украины, на каком языке говорить. Среди них был один мужчина из России, и экскурсию вели русском. При этом россиянин все время спал.
Страдает ли украинский от экспансии других языков?
— Особенно ощутима экспансия английского. Нам бы поступить так, как во Франции в 1975-м. Там приняли закон Ба-Лориоля, по которому вся устная и письменная реклама, инструкции и официальные документы должны звучать и быть написанными исключительно на французском. Употребление иностранных слов, которые имеют французские соответствия, запретили.
Как происходит возвращение в украинский язык "репрессированных" слов, например "летовище", "слухавка", "гелікоптер", "потяг", "відсоток" и тому подобное?
— Многих это раздражает, вызывает скептическую улыбку. Это нормально. Над всем новым или забытым насмехаются. На иврите начали разговаривать в быту только после 1948 года, когда создали государство Израиль. Создали Академию иврита, которая выдумывает новые слова. Спустя некоторое время к этим словам привыкают.
Куда нужно вкладывать деньги для развития языка?
— Значительными резервами языка являются его диалекты. Их носители вымирают, язык унифицируется, поэтому нужно спешить издать серию диалектных словарей. Нет украинских словарей Кубани, Дона, Берестейщины и Восточной Слобожанщины. Нет словаря западной украинской диаспоры, которая наработала значительный массив интересных слов. Все словари нужно разместить в интернете.
Но в первую очередь — нужно принять новый закон об украинском языке. Запретить его притеснения чиновниками всех уровней, заставить всех госслужащих сдавать устный и письменный экзамены на знание украинского, внести уголовную ответственность за публичные оскорбления в его адрес.
Комментарии
10