Порошенко или Путин. Такую дилемму для Украины активно предлагает в течение последних месяцев лагерь президента. Это уже стало неофициальным лозунгом избирательной кампании действующего главы государства — рядом с официальным "Армия, язык, вера". Технологи Петра Порошенко обращают украинцев к привычному, всегда мобилизирующему выбору: Европа или Россия. За все время независимости без этого обошлись лишь одни президентские выборы — в мае 2014-го.
Действительно ли следующие выборы будут серьезной угрозой прозападному курсу Украины? Как это может произойти в стране, где 54% населения поддерживает вступление в Евросоюз и только 14% хотят будущего в составе прокремлевского интеграционного образования?
"Официальный" промосковский кандидат не имеет шансов на победу, свидетельствует социология. Экс-регионал Юрий Бойко способен победить во втором туре только Порошенко. Но такая пара выглядит нереально.
Однако, говоря об опасности пророссийского реванша, президентский лагерь имеет в виду не Бойко и не Виктора Медведчука, а Юлию Тимошенко.
Команда Порошенко вытягивает из ее шкафа давние скелеты: сливание перспектив получения Плана действий по получению членства в НАТО в 2008 году, подписание кабальных газовых контрактов с Россией в 2009-м, планы относительно "ширки" (широкая коалиция. — ГПУ) с Януковичем тех же времен. Всячески "рекламируют" ее давние дружественные связи с Медведчуком.
Это токсичный багаж. Но на уровне деклараций и нынешней политики — сейчас Тимошенко за ЕС и НАТО. Ее фракция "Батьківщина" поддержала инициативу Порошенко закрепить в Конституции стремление Украины к Евросоюзу и Альянсу. И обращение к Константинополю относительно предоставления украинской церкви автокефалии.
Трудно даже найти разницу между Порошенко и Тимошенко в словесной и политической поддержке европейского курса Украины. Хотя традиционно остается вопрос искренности этих деклараций.
За ЕС и НАТО также Анатолий Гриценко. Прозападным является Святослав Вакарчук. Ничего конкретного нельзя сказать о юмористе Владимире Зеленском. Однако и подозревать его в симпатиях к России оснований нет.
Следовательно, следующим президентом станет человек, который по меньшей мере декларативно будет за Евросоюз и НАТО. Будет ездить в Брюссель, Вашингтон. Будет обещать проевропейские реформы и изменения. На уровне внешней политики ничего не изменится. Реальной угрозой для европейского курса станет сознательное или нет содействие будущего президента реализации плана президента РФ Владимира Путина о вживлении оккупированных территорий в тело Украины. Именно их Кремль рассматривает как инструмент влияния на прозападное движение нашего государства.
Речь об 11-ом пункте "Комплекса мероприятий по выполнению Минских соглашений". Он предусматривает конституционные изменения и принятие законов "с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
Кто из кандидатов в президенты может быть здесь опасен?
Проект изменений к Конституции, где зафиксированы "особенности осуществления местного самоуправления", инициировал в 2015 году Петр Порошенко. 31 августа Верховная Рада приняла их в первом чтении. Голосование сопровождалось страстями в сессионном зале, массовыми протестами возле парламента. Тогда погибли четыре бойца Нацгвардии.
Особый статус Донбасса поддержали "Блок Петра Порошенко, "Народный фронт", "Оппоблок" и другие бывшие регионалы. "Самопоміч", "Батьківщина" и Радикальная партия Олега Ляшко были против. В итоге распалась коалиция "Европейская Украина".
В настоящее время процесс заморожен, но не похоронен.
Парламент не принял окончательно "минское" положение в Конституции на своей следующей сессии, как это предусмотрено процедурой. Однако Конституционный суд в марте 2016-го принял неоднозначное решение о том, что "следующей очередной сессией" может быть любая. Понятно, не обошлось без "помощи" Администрации президента.
В сентябре этого года этот законопроект внесли в повестку дня парламента. Трудно спрогнозировать, что именно будут означать для 11-го пункта президентские выборы.
В 2015-м Тимошенко была категорически против. Но известно, как украинские политики умеют переобуваться в воздухе. Сейчас она громко обещает мир, хотя не понятно, как собирается его достигать. Ясно, что лишь принятие Украиной путинского варианта "примирения" остановит Кремль в постоянном разжигании войны.
Со своей стороны, именно Порошенко инициировал те изменения к Конституции и сделал все, чтобы вопрос до сих пор не закрыли. Минские соглашения — это его личные политические обещания западным партнерам. Их давление при определенных обстоятельствах может быть весомым. Тимошенко таких обязательств не имеет.
Кроме этих двух, ни один другой потенциальный президент не будет иметь достаточно политического веса, чтобы по крайней мере попробовать протолкнуть изменения к Конституции с "особым статусом" Донбасса. Не менее важно, что и большая часть украинцев против предоставления оккупированным территориям такого статуса.
Другое, что может повлиять на евроинтеграционный курс Украины — блокировка реформ. Тех, которые отдаляют Украину от России цивилизационно, приближая к Европе.
Для воплощения этой угрозы не нужен даже Путин. Украинцы и выбранные ими политики способны сами навредить европейскому пути.
Это уже происходит. Власть имеет большие проблемы с реформами. Из-за отсутствия ощутимых для людей системных изменений, коррупции, несправедливости, сохранения контроля олигархов над страной катастрофически упали рейтинги Порошенко и властных партий — БПП и "Народного фронта".
Вряд ли можно ожидать, что что-то изменится к лучшему после переизбрания теперешнего президента.
Логичнее даже наоборот. Ведь если Порошенко с соратниками игнорировали общественный запрос и не проводили достаточных евроинтеграционных изменений даже под угрозой провала на следующих выборах, что они будут делать после получения второго срока? Выглядит, что мотивация теперешней власти к проевропейским превращениям станет еще меньше. Да и Украина уже имеет печальный пример — второй срок Кучмы.
Ничего заманчивого не обещает и президентство Тимошенко. Она также является порождением старой системы, суть которой заключается в использовании власти для обогащения тех, кто при ней.
Тимошенко имела возможности проявить себя преобразовательницей на должности премьера. Ничего такого не случилось. Именно при ее премьерстве в 2008–2009 годах были заморожены переговоры относительно Соглашения об ассоциации с ЕС. Разблокировал и завершил этот процесс Янукович.
Тогдашнее премьерство обернулось катастрофой для Тимошенко. Масса нереальных обещаний, которые сейчас щедро раздает, порождает вопрос: она точно усвоила тот урок?
Насколько эффективными и последовательными проевропейскими реформаторами могут быть Гриценко или другие потенциальные кандидаты — сказать трудно. Остается ожидать официальной избирательной кампании, более конкретных аргументов, президентских программ.
Стоит также помнить, 2019-й — год не только президентских, но и парламентских выборов. Причем результат первых будет иметь колоссальное влияние на вторые. Соответственно, на все перечисленные вызовы и риски.
И для отдельных политиков, и для партий есть несколько универсальных истин.
Первая — резкая блокировка евроинтеграционного пути может грозить не только политическими убытками, но и значительно большими неприятностями. Украина не для того борется пятый год за свое цивилизованное будущее.
Второе — при ползучем саботаже реформ обязательно наступят по меньшей мере политические последствия. И если Порошенко и нынешние властные партии получили в 2014-м достаточно значительный электоральный запас, то у победителей следующих президентских и парламентских выборов его, скорее всего, не будет.
Поэтому всем заинтересованным стоит думать не только о том, как получить или сохранить президентское кресло или присутствие в парламенте, но и что дальше с этим делать.
Комментарии