В Национальном музее истории Украины работает выставка "Сокровища Крыма. Возвращение". Там представлено "скифское золото" - коллекция древних артефактов, за которую Украина более 10 лет судилась с РФ.
565 экспонатов из четырех музеев Крыма и одного заведения Киева передали на выставку в Амстердам перед оккупацией Крыма. Когда Россия захватила полуостров - потребовала вернуть драгоценности. Украина обратилась в Нидерланды с призывом передать коллекцию в Киев.
В 2021 Апелляционный суд Нидерландов постановил, что культурное наследие принадлежит именно народу Украины, а не музеям на временно оккупированных территориях. Позже "скифское золото" передали Киеву.
Сокровища будут находиться в Киеве, пока Крым не освободят. Тогда перевезут на полуостров.
Корреспондентки Gazeta.ua побывали на выставке и расспросили о самых ценных экспонатах коллекции. Также узнали истории поиска этих драгоценностей.
УКРАДЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
Музей находится на территории заповедника Киево-Печерская Лавра. Билет на выставку стоит 150 грн, льготный для детей, студентов и пенсионеров - 80 грн. Дополнительно можно доплатить за услуги экскурсовода - 250 грн за группу до четырех человек. Если посетителей больше, дополнительно необходимо оплатить по 50 грн за человека.
Посетителей приходит немало в выходные дни. Могло быть еще больше, но о выставке мало кто знает, говорят музейщики.
- У музея нет сейчас мощной рекламы, - жалуются работники. - В начале, когда выставку широко рекламировали на телевидении, а в метро висели баннеры - поток посетителей был значительно больше.
Перед входом встречает Оксана Лифантий - ведущая научная сотрудница музея и куратор выставки. Заводит в первый зал. На черных стенах с обеих сторон разместили подробную инфографику об истории перемещения экспонатов, ключевых датах судебных дел и истории поисков исторического наследия. Справа - большая карта раскопок.
- Если бы у нас было больше времени, то возможно мы как-то более причудливо закрепили бы предметы. Министерство культуры помогло нам найти спонсора. От печати баннеров, этикеток и всего прочего - это деньги меценатов, - признается Оксана Лифантий и подходит к карте. - Часто эту коллекцию называют "скифское золото". Но золота из скифских курганов здесь нет. Представленное золото происходит из склепов поздних скифов.
Предметы из коллекции были найдены на территории современной Украины во время археологических раскопок курганов, принадлежавших скифской цивилизации, в частности, в Крыму. Эти артефакты датируются VII-III ст. до нашей эры.
- Вот здесь на карте отдельно оранжевым отмечены пункты, где оккупационные власти продолжают раскопки и сейчас. Мы не можем это проконтролировать. Украина не знает, куда эти вещи уходят.
Украина не знает, куда эти вещи уходят
Центром экспозиции первого зала являются каменные акротерии - архитектурные детали зданий или погребальных стел. А также один рельеф, сделанный из мрамора. Его нашли на территории Таманского полуострова (современная Россия. - Gazeta.ua) в конце XIX века и датируют временами Боспорского царства, когда столицей там был Пантикапей (современная Керчь. - Gazeta.ua).
- Артефакт украшен тамгой, которая символизировала власть правителя Тиберия Юлия Евпатора. Такие символы были редкими и использовались только несколькими правителями, - рассказывает Оксана. - Две акротерии сделаны из песчаника - мягкая порода камня, из которой изготовлена большая часть каменной скульптуры. По всей вероятности, изделия были созданы местными мастерами. Это - надгробные стелы.
В левом углу зала у двери выставили серый ящик с дорожными отметками. В нем и доставили акротерий.
- Таких ящиков было очень много, они занимали целый зал. Мы решили оставить один из экспонатов, как часть истории, - объясняет куратор выставки.
ВОЗВРАЩЕНИЕ АРТЕФАКТОВ
Комнаты в этой части музея - без окон. Шаги отбиваются эхом от высоких потолков. В следующем зале - самом маленьком из всех - прохладно. На полу стоит увлажнитель воздуха. Здесь представлены деревянные изделия, требующие соответствующего хранения и особых температурных условий. Витрины ярко подсвечиваются, драгоценные вещи сверкают.
Особое место среди экспонатов занимают деревянные лакированные шкатулки, изготовленные в Китае: две трехсложные и одна двухсложная. Их обнаружили в западном Крыму. Предметы так хорошо сохранились, что можно рассмотреть узоры.
- Это уникальная находка, потому что до раскопок в 1990-х годах считалось, что такие лакированные изделия не доходили дальше Центральной Азии. Потом оказалось, что они были в Крыму, - с восторгом рассказывает Лифантий.
Шкатулки изготовлены из дерева и покрыты тонким слоем лака, что защищает поверхность и придает ей блеск. Их использовали для хранения драгоценностей, украшений или других ценностей, принадлежавших представителям скифской элиты.
- Их нашли в 1996-1999-х годах, а смогли отреставрировать только к 2010-му. Сначала думали делать зарубежную выставку в Японии, но Фукусима (в 2011-м в этом городе произошла авария на АЭС. - Gazeta.ua) этому помешала и выставку перенесли в Германию, - вспоминает ученая начало зарубежного турне "скифского золота". - И соответственно подтянули яркие вещи из этого же могильника. Именно эти шкатулки поспособствовали тому, что экспонаты уехали за границу и не попали в оккупацию (речь о том, что именно шкатулки заинтересовали исследователей истории за рубежом. И благодаря им там были организованы выставки. - Gazeta.ua).
В 2014 году коллекцию скифских сокровищ из крымских и киевских музеев передали в музей Алларда Пирсона в Амстердаме. После аннексии Крыма Россия заявила о правах на артефакты. Украина настаивала, что эти ценности являются частью государственного фонда и не могут быть переданы вместе с территорией.
Из-за апелляции России процесс затянулся
- Пропагандистская российская машина на Западе работает очень активно. Незаконные раскопки, проводимые в оккупированном Крыму, направлены на то, чтобы в науке закрепить представление о Крыме как части России, - говорит куратор выставки.
Артефакты стали объектом длительного судебного разбирательства. Украина, заручившись поддержкой юристов, историков и музейных работников, обосновывала в нидерландских судах, что скифское золото принадлежит государству, а не оккупированной территории. В 2016 году суд постановил вернуть коллекцию Украине, но из-за апелляции России процесс затянулся. Только в 2021 году Апелляционный суд Амстердама окончательно признал права Украины на артефакты.
- Это была бесспорно моральная победа и революционное событие по сохранению наследства, - говорит Лифантий. - Это решение считается первым такого рода в международной судебной практике, поскольку принято во время активной фазы войны.
СВЯЗИ И МНОГОГРАННОСТЬ КРЫМА
Выставка демонстрирует историческую многогранность Крыма, уверяет ученая. В каждую эпоху полуостров населяли разные народы. Она также отражает тесные связи Крыма с материковыми странами и развенчивает ложное представление о том, что остров "принадлежит" какой-то одной нации.
- Крым никогда не был территорией одного постоянного этноса - его степи и побережья служили убежищем для многочисленных культур. Например, доминирование скифов началось с материковой Украины, но со временем их сообщества переместились в Крым, где нашли новый дом. Это историческое взаимодействие степного Крыма и степной Украины создало глубокие связи между регионами, которые прослеживаются до сих пор.
Артефакты из Крыма, в том числе те, что найдены в прибрежной зоне и курганах, - свидетельство этих связей, говорит Лифантий.
- Если копать, кто был первым, найдешь другой народ. И что тогда греки должны захватывать Украину, или скифы? Это указывает на абсурдность исторических попыток передела уже имеющегося разделения земли.
Ландшафт с курганами, античными руинами и степями повлиял на формирование украинского этноса и культуры, добавляет женщина.
- Есть много этнографических и археологических экспедиций, в которых принимали участие известные писатели и вдохновлялись античным наследием. Даже Шевченко участвовал в раскопках скифских курганов. Эти артефакты - не просто достопримечательности истории. Они являются частью ландшафта, который формировал украинскую идентичность.
ЗОЛОТЫЕ ВЕНКИ И ЖЕНСКАЯ МОГИЛА
За крепким стеклом витрин в третьем зале висят золотые украшения, погребальные венки из тонких золотых лепестков и амулеты. Сохранены фрагменты оружия и фурнитура поясов поздних скифов. Также в одном из могильников обнаружили останки шелковой рубашки, изготовленной в Китае.
В комнате прохладно. На полу стоят амфоры. В витринах - старинная посуда для вина, в частности патера.
- С помощью такой посуды, вероятно, делали возлияние богам. Чем наряднее и с изображением богов - тем вероятнее, что это была ритуальная посуда, - рассказывает Оксана.
Большинство могил были ограблены и сохранилось мало золотых изделий, признается ученая.
- В этой витрине - артефакты из парного женского захоронения. Умершие, вероятно, оказали значительное влияние в своем обществе. Примечательно, что их могила была ограблена, как и многие другие захоронения в этом регионе. Однако остатки артефактов свидетельствуют об сноровке мастеров и погребальных традициях. Грабители точно знали, где искать ценности. И забрали все, что считали самым дорогим.
Погребальные украшения изготавливались из тонкого материала
Среди вещей - окисленный ключ, который использовался для открывания шкатулки. Это свидетельствует о наличии в погребении предметов, важных для владелиц.
- Интересно, что большинство найденных артефактов, таких как золотые накладки на глаза и рот, погребальные венки - изготовлялись исключительно для захоронения и не использовались при жизни. Их фольга настолько тонкая, что она сильно повреждена из-за времени и веса грунта. Это подтверждает, что эти вещи имели преимущественно символическое значение, хотя и производились из настоящего золота, - рассказывает куратор. - По сравнению с вещами для повседневного использования, которые были крепкими и добротными, погребальные украшения изготовлялись из тонкого материала и не предназначались для длительного использования.
На ткани висят две золотые ажурные пластинки с растительным орнаментом. Накладки для глаз и рта, а также венки - несколько повреждены и мяты.
Среди уникальных экспонатов выставки - частицы топора бронзы, датируемые ІІІ тысячелетием до нашей эры. В выставке представлены также предметы различных материалов: дерево, серебро, бронза, керамика. Украшения из гальки и ракушек.
В скифских драгоценностях использовали драгоценные камни: аметисты, гранаты, серделиты. Встречаются также редкие предметы из слоновой кости.
Оксана обращает внимание на амулет из мужской могилы.
- В этом амулете в качестве вставки использовали кусочек ракушки, который вмонтировали в золотую оправу. То есть здесь очень много разнообразных комбинаций.
Оксана проводит в последний зал, который до выставки был полностью заставлен ящиками. Здесь самая низкая температура и немного тусклый свет. Многие вещи из одного захоронения частично поехали на выставку, а частично остались в Крыму, добавляет куратор.
- Часто спрашивают: "Это же все из Крыма спасли?". Нет, не все, - рассматривает остатки лука Оксана и с грустью в глазах улыбается. - Очень много комплектов разорванных есть. Даже на примере полудивы-полурастения в центре предыдущего зала. Часть ее каменных ростков осталась в Керченском музее. То есть даже кусок одной скульптуры разорван между Украиной и оккупированной территорией.
Сейчас в столице - малая часть того, что хранилось в Крыму до оккупации.
РИМСКАЯ ПОСУДА
Среди экспонатов - украшения, пекторали и предметы оружия. Греческие колонисты, основавшие города-государства, оставили после себя керамические изделия, амфоры и архитектурные детали.
Есть украшения для лошадиных доспехов, изготовленные в различных формах, часто с изображениями голов животных, таких как бараны, хищные кошки или волки. Подобные украшения были популярны среди варварских народов, особенно сарматов и аланов.
- Влияние этих культур было настолько сильным, что даже боспорские правители адаптировали их традиции. Примечательно, что в аланских захоронениях IV века нашей эры преобладают серебряные изделия, а золото встречается реже, - Оксана переходит к витрине рядом. - Среди находок есть и посуда римской и провинциально-римской работы. В частности, расписная греческая и римская посуда, датированная V веком до нашей эры, является древнейшими экспонатами этой коллекции, которым более 2,5 тыс. лет. Другая посуда из этой витрины относится к IV веку.
За стеклом стоят мраморные рельефы и декреты, служившие чествованием выдающихся граждан античных городов. Один из них посвящен торговцу из Синопы, прославившемуся своей деятельностью в Херсонесе, обогатив полис. Его достижения увековечили в проксимическом декрете - почетной надписи для иностранца. Рельефы, созданные в честь таких людей, обычно размещали в центре города, чтобы во время праздников община могла видеть и чествовать их.
- Есть декрет, посвященный историку, который родился и работал в Херсонесе. Хотя его произведения не сохранились, о его заслугах свидетельствуют обломки мраморных плит, найденные среди развалин. Считается, что его также наградили золотым венком, поскольку его изобразили на декрете, - рассказывает Оксана Лифантий.
Отдельный интерес вызывает предмет, предположительно изготовленный из слоновой кости, датированный IV веком н.э. На нем изображена богиня с ребенком на руках, что может напоминать иконографический прообраз, хотя он значительно отличается от христианских традиций.
В витрине также представлен архитектурный декор из Херсонеса: карнизы, черепица, сливы в виде львов и простые надгробия. Надгробные плиты поначалу считались остатками захоронений местного таврского населения, но их количество указывает на то, что это были маркеры для небогатых граждан Херсонеса.
Ученая проводит до двух надгробий - мужчины и юноши-гимназиста. В то время девушки получали образование на дому, ведь для них не существовало специальных учебных заведений. А вот ребята посещали гимназию. Согласно надписи, этот юноша - Ермадор, сын Алкима - не успел стать полноправным членом общества, ведь умер, находясь еще в статусе ученика.
Надгробия закладывали внутрь стены
- Интересно, что цветные росписи на надгробиях сохранились благодаря их переиспользованию. Сначала эти плиты устанавливали над могилами, но во времена затруднений их использовали для строительства оборонительной стены, - объясняет Лифантий, показывая на цветные росписи стел. - Надгробия вместе с деталями храмов и другими остатками зданий закладывали внутрь стены, чтобы укрепить ее.
Археологи, исследовавшие эту стену в 1960-х годах, обнаружили, что она состояла из различных материалов. Вероятно, эти укрепления строили для защиты от поздних скифов.
Заканчивается выставка обломками посуды с надписями, известными как остраконы. В Херсонесе, который дольше всего в Крыму сохранял демократическое устройство, такие черепки использовали для голосования, в частности, во время остракизма - изгнание нежелательных граждан. Также они служили для записей чисел, магических знаков, проклятий, а еще для передачи сообщений между людьми или богам.
"ЧЕРНЫЕ" АРХЕОЛОГИ
Между залами неторопливо ходит женщина в длинной юбке, свитере и жилете с подкладкой из овчины. На шее висят очки. В Национальном музее Галина Клименок работает смотрительницей более 10 лет. Ее задача - следить за посетителями и поддерживать в залах оптимальные условия для хранения экспонатов.
- Сейчас здесь влажность 53,1, а когда она доходит до 55, то мы включаем генераторы, - рассказывает Галина Васильевна. - Они работают как осушители. В залах с лакированными шкатулками и литографиями работают увлажнители, чтобы они не пересыхали. Мы постоянно следим за этими параметрами.
С открытием новой выставки все работники вернулись в музей, что стало настоящим праздником, признается женщина.
- Знаете, очень положительно отреагировали на возвращение этих сокровищ в Украину. Мы же не работали в начале Великой войны, потому что все экспонаты эвакуировали, а многие остались без работы, - говорит она. - Когда начали открывать временные выставки, пригласили работать тех, кто больше нуждался в работе. А с открытием этой большой выставки смогли вернуть всех. Это была двойная радость - и для нас, и для музея.
Среди ее любимых экспонатов - знаменитая скифская пектораль, чехол на окна с греческими сюжетами, а также изделия из песчаника, которых в музее раньше почти не было.
- Мы очень больно реагируем на то, что Россия массово вывозит наше культурное наследие. Они проводят раскопки некрополей без соблюдения каких-либо научных требований, как черные археологи, - добавляет она взволнованно. - Затем застраивают территории и пытаются представить все так, будто это русская земля. Это просто невыносимо для нас, потому что это наша работа, наша история, за которую мы боролись столько лет.
Ученые подробно подготовили стенды с информацией, позволяющие узнать всю историю даже без экскурсионного сопровождения. Выставку хвалят как украинцы, так и иностранные посетители.
- Иностранцы часто в шоке, когда видят такое разнообразие экспонатов. Им очень нравится. Ранее к нам приезжали группы из Латинской Америки, Индии, Китая, Японии, - говорит напоследок Галина Васильевна и уходит в соседний зал проверить температуру.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И ТОРГОВЛЯ
- Большинство предметов на этой выставке имеют свой контекст. Они не найдены случайно металлоискателями или людьми, которые могли не сообщить место находки, а обнаружены преимущественно образованными людьми, - Оксана Лифантий проводит к витрине, в центре которой небольшой черепок. На нем едва видна надпись.
На куске стенки амфоры тонко наскребно: "Здравствуйте, открой мешок и возьми из мешка деньги". Амфора датируется IV веком до нашей эры.
- Этот текст, а особенно слово "мешок", означающий большую сумму денег, свидетельствует о значительной торговой операции. Если бы кто-то увидел это под ногами, не обратил бы внимания, - пожимает плечами ученая. - Но этот кусочек амфоры дает невероятно много информации о жизни того времени.
Куратор выставки показывает маленький мраморный алтарик. Его нашли при раскопках Херсонесского театра. В Причерноморье театры должны быть в каждом полисе, но остались только в Херсонесе. Это единственный театр, от которого остались столь значимые следы. Остальные были разобраны или разрушены.
- Этот алтарь свидетельствует, что театр ремонтировали во времена римских легионов. Сам алтарь был сооружен на средства римского легионера, о чем есть надпись: он приложился к ремонту театра и соорудил алтарь в дар богини Немезиди. Алтарь привезен с других территорий, и на нем приносили жертвы богини, - рассказывает она. - Это могли быть животные, растения, вино или масло - все, что люди выращивали или добывали. Люди пытались заручиться благосклонностью богов и верили, что это принесет им благополучие - дожди, хороший урожай или спокойное море.
Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, а касса закрывается в 17:00. Купить билеты можно также онлайн. В залах спокойствие нарушает только тихий голос экскурсовода и вздыхающие шаги посетителей, очарованных красотой крымских сокровищ.
Комментарии