— Нужно искать то, что нас объединяет, а не наоборот. Национальная идея — это система задач, которые должно решить общество, — комментирует заявление писателя научный директор Центра социальных экспертиз Института социологии Юрий Саенко, 73 года.
Что может объединить украинцев?
— Нужно в первую очередь обходить раздражающие вопросы, например языковой. Сдерживать тех, кто возмущает этот вопрос.
У нас есть два пространства. В экономическом следует перестраивать свое производство и сдерживать российское влияние. Развивать новые всеукраинские производственные проекты. В культурном пространстве перестраивать сети библиотек, образовательных заведений, театров, а не сооружать только церкви. Олигархи строят их, чтобы замаливать грехи.
Андрухович высказался так потому, что не видит механизма объединения. По социологическим опросам, на Востоке и в Крыму всего 20–30 процентов гордятся своим гражданством. Понятно, что политически эти люди — не украинская нация. Но таких нам оставил Советский Союз. И мы за 20 лет не изменили их мировосприятие.
Там есть украинское движение?
— Почему же нет? В селах там разговаривают на почти на украинском языке. Я не верю, что там нет национально сознательных граждан. Тот же Андрухович не хочет работать с ними. Скажем, написать книжку об УПА, выступать перед читателями. Пока он делает себе литературное имя на Западе, на Донбассе и в Крыму работают российская пресса, образование, политики, экономисты. Мы сдали это пространство.
Но ментальность разная?
— Да, разница большая. На Донбассе люди не понимают УПА, а образ НАТО для них — это дядя с атомной бомбой в зубах, как рисовали советские карикатуристы. Кто из "оранжевых" объяснил им, что это уже далеко не так?
Люди не виноваты в том, что им создали такие разы Ивана Мазепы, Симона Петлюры и Степана Бандеры. В 2000-ом у меня был острый спор в Мюнхенском свободном университете. "Как это так, чтобы украинец не знал украинского? — спрашивали меня. — И мы не будем разговаривать с тобой!" Я ответил: "Так вы фашисты или большевики?" Нужно разговаривать с человеком по его пониманию. А уже потом — лечить его сознание. Рубить сплеча легко, а менять общество во всех проявлениях — чрезвычайно тяжело.
Кто должен это делать?
— В первую очередь ученые — социологи, этнологи, историки. Вместе с ними — государственные деятели. Нужно собрать комплексную команду.
Перед каждыми выборами политики заявляют, что объединят Украину.
— Каждый из них решает свои интересы. Вот 80 американских богачей решили половину своих доходов отдавать на перестройку гуманитарной сферы. А у нас? "Побольше, и в настоящий момент, и мне" — вся экономика находится в этой психологии. Все сводится к примитивным потребностям: поесть, потанцевать, попеть.
Все программы социально-экономического развития или идеальны, или желанные. Поэтому они лежат кипами в шкафах. Когда я стою на камешке, то не могу прыгнуть с него на другой берег. Нужно найти следующий камешек.
Произвести критерии интеграции общества должна Академия наук. Но там сидят люди с советским мышлением и придумывают какие-то оторванные от жизни темы.
Насколько на сплочение может повлиять уровень благосостояния?
— Это один из очень мощных механизмов, потому что именно он создает средний класс. Почему Кучма добивал средний класс? Почему то же делает Янукович? Потому что мелкий, семейный и средний бизнес — гробовщики олигархов. Люди, достигая состояний, становятся независимы от государства. Появляется энергетика гражданского общества.
Олигархам это невыгодно. Поэтому единственный выход — подниматься обществом.
Комментарии
38