Украинская армия не готова к внешним вызовам, заявил недавно председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. Прежнему министру обороны решил ответить генерал-лейтенант Юрий Костин. До недавнего времени он работал начальником Главного управления логистики — заместителем командующего сил поддержки Вооруженных сил Украины.
— По всей стране развешены плакаты Анатолия Гриценко с надписью "Мы вам не изменили", — говорит Юрий Костин. — Циничные плакаты. Потому что я знаю этого человека на должности министра обороны. Он нанес вред нашему государству на десятки, а то и сотни миллионов долларов. Вот несколько примеров.
По решению Анатолия Гриценко разгромили всю группу наших войск на южном, бессарабском направлению. Сегодня ни одного украинского солдата нет от южной границы до Одессы.
На южном направлении были расположены две механизированы бригады. В 2006–2007 годах их уничтожили — расформировали, а военные городки разграбили и бросили на произвол судьбы. Общий убыток исчисляется 18 миллионами гривен. Для расформирования одной бригады нужно 9 миллионов. Но ужасает другое: теперешнему руководителю Минобороны, чтобы с нуля возобновить потенциал одной только механизированной бригады, нужно 99 миллионов гривен. То есть необходимо около 200 миллионов гривен, чтобы полностью возобновить наш боевой потенциал на южном направлении.
Второй пример. Анатолий Гриценко втрое увеличил численность Минобороны. В любой демократической стране, где проведена военная реформа, где действует Генеральный штаб и Минобороны, численность военного министерства не превышает 200–300 человек. Наше министерство насчитывает тысячу человек. А в Генеральном штабе, который непосредственно руководит войсками, значительно меньше. По положению о Министерстве обороны (при Анатолии Гриценко использовалась структура Североатлантического альянса), оно должно было заниматься представительской деятельностью и решением финансовых проблем, работой с Кабинетом Министров, Верховной Радой. Министр обороны как руководитель должен был "пробивать" бюджет для строительства и укрепления Вооруженных сил.
Но Анатолий Гриценко сделал все с точностью до наоборот. Из представительского Министерство обороны превратилось в карательный орган непрофессионалов. По замыслу было предусмотрено, что в Минобороны работают офицеры, освобожденные в запас, профессионалы. Теперь оно укомплектовано людьми, которые ни одного дня не служили в армии, людьми, которые ничего не понимают в организации Вооруженных сил. Они занимаются всевозможными коррупционными схемами. Минобороны превратили в огромное количество департаментов, которые на практике не отвечают за состояние дел в Вооруженных силах и дублируют функции друг друга. Параллельные структуры дублируют Генеральный штаб. Это также прекрасная основа для создания коррупционных схем.
Более того — в Министерстве обороны до сих пор действует управление, в котором находятся представители иностранных государств. Они якобы есть на ролях советников по разным вопросам. Хотя, как не трудно догадаться, их деятельность имеет абсолютно другой характер. Никто не давал право Анатолию Гриценку создавать эти структуры ввиду того, что мы не являемся членами НАТО, а теперь туда и не стремимся. В такой ситуации в наше Минобороны даже не нужно засылать шпионов — так называемые "иностранные советники" черпают всю секретную информацию из первоисточника. Им никакого прикрытия не нужно, у них прикрытие официальное — помощники или советники министра. Теперешний министр пытается ликвидировать эту структуру, но в настоящий момент это требует политических решений на значительно более высоком уровне.
Анатолий Гриценко на протяжении деятельности все же провел немало так называемых "реформ". Одна из них — продовольственное обеспечение и питание личного состава в мирное время осуществляют коммерческие структуры. В определенном смысле система питания изменилась — во время учений частные компании начали кормить военнослужащих значительно лучше, чем было до того. Однако, с учетом мизерных сумм, которые Министерство обороны выделяет на закупку продуктов, фирмы чаще всего не могут предложить что-то, что выходит за пределы традиционного рациона — сосиски и перловая каша. Спрашивается, зачем эта реформа была нужна?
Комментарии
1