- Бизнес в шоке. Этот Налоговый кодекс пишется с позиции презумпции виновности предпринимателя. Пустили страшилку, что налоговики под одеяло к нам залезут. Так мы никогда не выиграем конкуренции с другими странами, - рассказывает о проекте нового Налогового кодекса член Комитета предпринимателей Львовщины, директор швейной фабрики "Троттола" 42-летний Ярослав Рущишин. Его фирма имеет оборот $ 27 млн в год.
Какая разница в отношении к бизнесу старой и новой власти?
- Достижения старой - убрали политику из контролирующих органов. Была свобода, но условий так и не создали, инфраструктуры нет. Мне стыдно, когда захожу со своими инвесторами во Львовский аэропорт.
Новой власти нужно отдать должное: состоялось общественное обсуждение Кодекса - с бизнесом, с бюджетными учреждениями, в налоговой. Мы радуемся хоть, что не будут приходить в наши дома без решения суда, что в целом мире и так понятно. Но оставили пункт - по приказу руководителя налоговой инспекторы могут приходить на предприятие. Опять действует презумпция виновности. Надо учесть особенности государства. Если представителю Контрольно-ревизионного управления в коррумпированном обществе дать власть что-то решать с предпринимателем, то не каждый служащий будет порядочным.
Какие сейчас отношения власти и бизнеса?
- Предприниматель имеет финансовые тылы - семья у него накормлена, может говорить правду о чиновнике. Поэтому идет большая пропаганда против бизнеса.
Работает так, чтобы сделать зависимым предпринимателя от себя. Вот я перевез сюда швейную фабрику из Лондона. Растаможка мне обошлось дороже, чем я те машинки покупал бы здесь на черном рынке. Надо еще разрешения санэпидемстанции. Но что санстанция к машинке, на которую есть международный сертификат?
Ставки аренды у нас выше, чем в странах Европы. Настоящими владельцами недвижимости являются прокуроры, таможенники, налоговики
В бизнес работать люди не идут. Не верят, что там можно заработать. Зато на таможню - устройте. В налоговую на работу очередь, хотя зарплаты там невысокие.
Вас устраивает работа украинской таможни?
- На региональной таможне работает общественный совет предпринимателей. И здесь все вовремя растаможивают, нет проблем со складами. А очереди на границе вызваны малым количеством переходов. Такие когда-то были на польско-немецкой границе. Это вопрос развития.
Совет предпринимателей может влиять на власть?
- Мы хотим вообще обезличить общение чиновника и предпринимателя. Контакт только через интернет. Не будут приходить в кабинет друг к другу, не будет пожатия рук. Жестко должны выполнять закон об обращении граждан, чтобы чиновник на письма в электронном виде отвечал. Человек сможет проверять через интернет, на какой стадии его документ. Так мы ликвидируем площадки порождения коррупции.
Какие зарплаты у вас на предприятии?
- Швея получает 1300-1600 гривен. Это очень мало. Поднять мы не можем, потому что тогда мне придется выполнять заказы в Китае, Корее.
Швейный бизнес скоро отойдет. Закрыли игровые автоматы. На том месте открыли секонд-хенды. Если бы за эту одежду оплачивать сборы, она была бы по цене новой.
Почему вы работаете на экспорт?
- Я не думал, куда мне идти работать. Познакомился с английским технологом. Ему нужен был партнер в Украине.
Экспорт дает значительный плюс:
я гораздо меньше завишу от местного чиновника. Мне главное
Сколько платите за аренду своего магазина в центре города?
- По 40 долларов за метр квадратный. Это очень дорого. Ставки аренды у нас выше, чем в странах Европы. Настоящими владельцами недвижимости являются прокуроры, таможенники, налоговики. Просто у них так капитал вложен. Им нет необходимости от этого бизнеса жить, поэтому ставки аренды не спускают. Если бы они были настоящими бизнесменами, занижали бы цену.
Что нужно воплотить в первую очередь для развития предпринимательства?
- Нужно консервативное, четкое законодательство, которое не меняется от выборов к выборам. А еще ответственность чиновника за свои управленческие решения. И третье: открытость всех рынков - земли, недвижимости, поставки электроэнергии, воды, альтернативных источников энергии. Все должно быть на интернет-сайте, чтобы любой инвестор составил себе реальный бизнес-план. Даже налог на добавленную стоимость должен быть открыт.
Комментарии
2